Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Федеральный закон «О защите конкуренции» особенным образом подходит к регулированию рынка в целях недопущения ограничения конкуренции. По этой причине среди вида антимонопольного нарушения отдельно выделяется злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В материале разберемся, кто считается занимающим доминирующее положение на рынке, какие нарушения преследуются законом и какие последствия влечет злоупотребление доминирующим положением на рынке.
1. Доминирующее положение на рынке
Доминирующее положение на рынке – ситуация, потенциально создающая риски для конкуренции. Лица, занимающие такое положение на рынке, обладают рядом дополнительных обязанностей и ответственностью за нарушения, поэтому для хозяйствующих субъектов важно понимать свой статус на рынке, в целях соблюдения требований закона.
Среди признаков доминирующего положения закон выделяет следующие:
Качественные критерии
Данный критерий означает наличие возможности у хозяйствующего субъекта:
- оказывать решающее влияние на условия обращения товара на товарном рынке
- и/или устранять с такого рынка конкурентов
- и/или затруднять доступ на рынок другим лицам
Количественные критерии
Индивидуальное доминирование
Индивидуальное доминирование – наличие доли субъекта на рынке определенного товара свыше 35%, за исключением:
- отдельных рынков, для которых законом установлен иной % на рынке (например, для деятельности морских портов в целях применения положений об иностранных инвестициях в стратегические производства % доминирования снижен до 20)
- случаев коллективного доминирования.
Коллективное доминирование
Ситуация коллективного доминирования возникает при наличии определенных условий, в таком случае каждое из лиц признается занимающим доминирующее положение на рынке, даже если его самостоятельная доля на рынке не превышает 35%.
При этом подлежит установлению взаимосвязь между положением каждого из таких субъектов на товарном рынке, его поведением и отрицательными последствиями именно его поведения.
Таким образом, антимонопольный орган в любом случае должен подтвердить наличие негативного влияния на конкуренцию со стороны каждого хозяйствующего субъекта, который признается субъектом коллективного доминирования.
Доминирующим будет признано положение каждого из субъектов, если:
- общая доля 3 или 5 субъектов превышает 50% или 70% соответственно, (при этом доля каждого не менее 8% на рынке)
- в течение 1 года размеры долей субъектов неизменны или подтверждены незначительным изменениям, а доступ других лиц на товарный рынок затруднен
- товар не может быть заменен другим товаром, а информация о цене, условиях реализации товара доступна неопределенному числу лиц.
Например,
Признание наличия доминирующего положения в силу закона
Автоматически занимающим доминирующее положение признается субъект естественной монополии на соответствующем рынке.
Исключения
Закон знает ряд исключений из доминирующего положения на рынке, например, такое положение не признается при наличии следующих условий:
- учредителем юрлица являются физические лица, а выручка от реализации товаров за последний год не превышает 800 млн рублей
- индивидуального предпринимателя не признают доминантом, если он не входит в одну группу лиц с другими хозяйствующими субъектами, а его выручка за год не превышает 800 млн рублей;
2. Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке
Само по себе наличие доминирующего положения на рынке не является нарушением, нарушением является злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Закон приводит открытый перечень примеров, когда речь идет о злоупотреблении, среди них:
- Установление монопольно высоких или низких цен
По данной категории дел ФАС анализируют, являются ли учтенные юрлицами расходы, включенные в цены, обоснованными: направлены ли они на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ.
- Навязывание невыгодных условий договора
Навязанными условиями считаются те, которые бы не были приняты участником рынка в обычных условиях оборота, но принимаются в связи с давлением контрагента-монополиста. Чаще всего к таким условиям относятся: продажа товара только после покупке другого товара, условие о негарантийном обслуживании исключительно у продавца товара.
- Необоснованное сокращение производства
- Установление различных цен на один и тот же товар
- Создание дискриминационных условий.
За последние несколько лет наиболее известные кейсы в сфере злоупотребления доминирующим положением были связаны с:
- установлением монопольно высоких цен (в частности, установление монопольно высокой цены на металлопрокат со стороны НЛМК, где впоследствии было заключено мировое соглашение с ФАС)
- направлением в адрес потребителей услуг ЖКХ уведомлений о расторжении договоров с целью их перезаключения на невыгодных для потребителей условиях
- увеличением тарифов (дело МТС, ранее упомянутое в тексте), стоимости доп.услуг (сетевой организацией за предоставление мест крепления кабелей)
3. Ответственность за злоупотребление доминирующим положением на рынке
Злоупотребление доминирующим положением вредит не только государству, так как сокращает рост производства и налогов от выхода новых игроков на рынок, но и конкурентам таких монополистов (которые лишаются доступа на рынок), а также конечным потребителям товаров/работ/услуг, которые сталкиваются с такими последствиями, как рост цен, дефицит продукции.
Меры воздействия со стороны ФАС
ФАС России при установлении признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке вправе отреагировать через различные меры воздействия на нарушителя, среди них:
- Направление предупреждения
- Взыскание штрафа (который может варьироваться от 300 000 рублей до оборотного штрафа в размере 0,03% выручки)
- Выдача предписаний (в том числе о перечислении в бюджет незаконно полученного дохода).
Например, в октябре этого года
В 2024 г. такая мера, как выдача предписания о перечислении незаконно полученного дохода за злоупотребление доминирующим положением, обрела свою популярность у ФАС: ранее служба, как правило, применяла штрафы.
Предписание заменяет собой штраф, не может применяться одновременно со штрафом, но в ситуации с крупными нарушителями является эффективнее, так как доход от нарушения выше, чем максимально возможный штраф по КоАП.
Меры воздействия со стороны конкурентов и потребителей
Потребители товаров/услуг вправе обратиться с иском о взыскании убытков с лица, злоупотребляющего доминирующим положением: подавать такой иск целесообразнее после установления ФАС признаков нарушения в действиях доминанта.
Например, потребители вправе обращаться с исками о взыскании убытков (например, в виде разницы между стандартной ценой на рынке и завышенной у нарушителя).
Приведем другой пример о популярных маркетплейсах: в текущем году ФАС признала в их действиях злоупотребление доминирующим положением во взаимоотношениях с селлерами – селлеры вправе обратиться с исковыми требованиями о взыскании убытков (переплаты за заключение договоров услуг, навязанных маркетплейсом).
Таким образом, нормы о злоупотреблении доминирующим положением на рынке важно знать как крупным субъектам рынка, чтобы избежать необоснованного привлечения к ответственности, так и потребителям – для защиты своих прав от злоупотреблений монополистов.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.