Анастасия Перова: «Арбитражных управляющих освободили от давления ФАС»
Юрист банкротной практики ЮК «Центральный округ» Анастасия Перова прокомментировала резонансное
По словам Анастасии Перовой, позицию Верховного суда нельзя назвать последовательной относительно общего курса в сфере банкротства, однако это хороший знак для арбитражных управляющих и конкурсных кредиторов.
– Ограничение вмешательства ФАС в реализацию имущества банкротов не препятствует лицам, считающим свои права нарушенными, обращаться за оспариванием торгов в суд. При этом арбитражный управляющий освобождается от давления со стороны ФАС, которое нечистоплотные на руку участники торгов, зачастую, используют как способ воздействия на управляющего, - отмечает она. - Ко всему прочему, проверка жалобы в УФАС сопровождается приостановлением торгов, что в случае злоупотреблений жалобщиков затягивало процедуру банкротства, влекло дополнительные расходы, а, соответственно, причиняло вред интересам должника и кредиторов. С учетом того, что положение о реализации имущества в отношении граждан всегда утверждается судом, в производстве которого находится дело о банкротстве, логичным и закономерным было бы считать, что судебного контроля за ходом торгов более чем достаточно.
Поводом для вынесения Определения стал спор в ходе проведения торгов по продаже имущества банкрота-гражданина. Арбитражный управляющий не допустил к участию в аукционе потенциального покупателя из-за того, что тот не представил нотариально заверенное согласие супруги на заключение сделки. Договор купли-продажи по результатам торгов был заключен с участником, соответствующим требованиям.
Посчитав, что управляющий нарушил процедуру торгов, недопущенный участник обратился в УФАС. Антимонопольщики пришли к выводу, что отказ в допуске к торгам по причине непредоставления нотариального согласия нарушил положения п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве. УФАС выдало арбитражному управляющему предписание, которым предложило в течение 5 рабочих дней отменить протокол о результатах проведения открытых торгов, исключить из извещения и состава заявки требование о предоставлении нотариально заверенного согласия супруга и фактически провести новые торги, проинформировав об этом участников. Не согласившись с предписанием и решением антимонопольного органа, арбитражный управляющий обратился в суд с требованием об оспаривании актов УФАС.
Первая инстанция стала на сторону участника и УФАС, суд апелляционной инстанции посчитал, что антимонопольный орган превысил предоставленные ему полномочия. Кассация в свою очередь отменила акт апелляционной инстанции и оставила в силе первоначальное решение.
Ясность в ситуацию внёс Верховный суд. Важнейший вывод высшей судебной инстанции - антимонопольный контроль защищает от посягательства публичный интерес (недопущение ограничений, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), а продажа имущества в процедурах банкротства должника защищает частный интерес как самого должника, так и его конкурсных кредиторов.
По мнению Верховного суда, судебного контроля за процедурой реализации имущества банкрота в большинстве случаев достаточно, а вмешательство антимонопольного органа требует в каждом таком случае обоснования необходимости такого вмешательства с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
В результате Верховный суд отменил судебные акты первой и кассационной инстанции, оставив в силе апелляционное постановление.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.