Ирина Минакова прокомментировала новые правила получения электронной подписи
С первого квартала 2021 г. без электронно-цифровой подписи (ЭЦП) не может обойтись ни одна организация. Все, даже малые предприятия сдают бухгалтерскую отчетность только в электронной форме. Поэтому вопрос получения ЭЦП сегодня является актуальным для бизнеса.
Начнем с главного: новые правила получения ЭЦП начнут работать в тестовом режиме в июле 2021 г. и полностью вступят в силу в январе 2022 г.
Главным нововведением стала возможность получить ЭЦП бесплатно в Удостоверяющем центре ФНС РФ. Но, по словам младшего юриста ЮК «Центральный округ» Ирины Минаковой, есть ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание:
- Во-первых, такую ЭЦП можно получить только на руководителя организации или на самого индивидуального предпринимателя. Если же компания предоставила право подписывать документы своему сотруднику, то на него выпустить в ФНС электронный сертификат ЭЦП не получится. В этом случае работнику нужно будет обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр и получить электронную подпись физического лица. Пользоваться ей можно будет вместе с электронной доверенностью, т.е. доверенностью, подписанной ЭЦП организации, - рассказала Ирина. - Во-вторых, чтобы получить ЭЦП на руководителя, тому придется посетить территориальный орган ФНС лично. Получение ЭЦП по доверенности невозможно. Необходимо будет заранее записаться на прием в ФНС, в назначенное время явиться и лично предоставить заявление на выпуск квалифицированной ЭЦП, паспорт и СНИЛС.
После прохождения процедуры идентификации, налоговый орган выдаст сертификат ЭЦП. Также заявитель должен предоставить специальный носитель, так называемый «ключ», на который будет записан квалифицированный сертификат электронной подписи.
Если у организации он уже есть, то можно использовать имеющийся. Если же организация или ИП выпускают электронную подпись впервые, то «ключ» можно будет приобрести у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Один такой ключевой носитель может использоваться для хранения до 32 экземпляров электронных подписей и сертификатов к ним.
Есть и еще один вопрос – что ждет удостоверяющие ЭЦП центры? И как быть с уже выпущенными электронными подписями? Налоговики успокаивают, что выпущенные в 2021 году ЭЦП будут действительны до 1 января 2022 г. После этой даты все сертификаты необходимо будет выпустить заново, но уже по новым правилам. Что же касается удостоверяющих центров, то им придется пройти аккредитацию по новым правилам. Если она пройдет успешно, то такой удостоверяющий центр станет своеобразным «доверенным лицом ФНС» и вместе с ней сможет выпускать ЭЦП на руководителей организаций и на индивидуальных предпринимателей.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.