Каким будет рекламный сбор?

С 01.04.2025 года в России вступила в силу статья 18.2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», вводящая рекламный сбор в размере 3% от доходов, полученных при размещении рекламы в интернете.
Нормативная часть: статья 18.2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Исходя их положений указанной статьи, введение рекламного сбора затрагивает широкий круг участников рекламного рынка.
Так, плательщиками сбора являются:
- Рекламораспространители, то есть лица, осуществляющие распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (блогеры, владельцы пабликов, телеграм-каналов и т.д.);
- Операторы рекламных систем, то есть лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы (Яндекс, Озон, Vk);
- Рекламодатели - российские ИП/юридические лица/граждане РФ, заключивший договор, предусматривающий распространение в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
- Посредники, к которым относятся как рекламные агентства, так и другие лица, осуществляющие действия по организации распространения рекламы в интересах или по поручению заказчика, например, рекламодателя.
Не забыли в статье 18.2 Закона о рекламе предусмотреть и исключения. Обязательные отчисления не уплачиваются при распространении
1. Рекламы на сайтах, владельцами которых являются:
-
Вещатели телеканалов и (или) радиоканалов;
-
Информационные агентства.
2. Рекламы на сайтах СМИ, если:
- В их уставном капитале участвует государство или муниципалитеты;
- Получали бюджетные ассигнования (от РФ, субъекта РФ, МО);
- Выпускают в год от 300 тыс. до 15 млн экземпляров.
3. Рекламы на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на вещание на всей территории страны с использованием позиций в мультиплексах. Перечень таких каналов утвержден Указом Президента от 24.06.2009 № 715.
Особенности исчисления рекламного сбора
Плательщик сбора |
База расчета сбора |
Кто определяет |
Рекламораспространители и операторы рекламных систем |
3% с квартального дохода от рекламы
|
Роскомнадзор на основании информации, предоставленной в соответствии со ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ в рамках маркировки интернет-реклам.
|
Посредники |
3% с квартального дохода в виде вознаграждения за посредничество
|
Роскомнадзор на основании информации, предоставленной в соответствии со ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ в рамках маркировки интернет-реклам.
|
Рекламодатели, которые заключили договор на распространение рекламы с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства
|
3% с выплачиваемых иностранному лицу денежных средств по договору
|
Рекламодатели самостоятельно исчисляют сумму сбора и удерживают при каждой выплате денежных средств. Об удержании сбора рекламодатель обязан сообщить иностранному лицу
|
Платежный период: квартал.
Срок оплаты: не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом.
Расчет суммы сбора Роскомнадзор будет размещать в личных кабинетах плательщиков не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом. На проверку, подтверждение или корректировку начисленной суммы плательщику будет отведено 10 календарных дней. В настоящее время Минцифры подготовлен проект, закрепляющий особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Закона о рекламе. Проект находится на обсуждении, однако после 15.04.2025 он будет при необходимости скорректирован и рассмотрен в Правительстве РФ.
Отдельного внимания заслуживает то обстоятельство, что в проекте Минцифры четко разграничиваются два понятия «посредники» и «агенты». Агенты определяются как лица «осуществляющие действия в целях распространения рекламы по поручению и за счет рекламодателя либо рекламораспространителя». В то время как посредниками подразумеваются лица, «оказывающие услуги по распространению рекламы в интересах рекламодателя либо рекламораспространителя».
Размер отчислений будет определяться на основе двух категорий доходов, связанных с интернет-рекламой. Первая категория включает доходы рекламораспространителей, операторов рекламных систем и посредников за предоставленные ими услуги в рамках договора с рекламодателем. Вторая категория охватывает агентские вознаграждения, полученные в результате выполнения обязательств по договору с рекламодателем. В проекте Минцифры отмечено, что в случае, когда уплата обязательных отчислений осуществляется рекламораспространителем, оператором рекламной системы или посредником, заключившим договор с рекламодателем, уплата обязательных отчислений иными лицами, не осуществляется.
Для агента предусмотрены две альтернативы. Агент может выполнить выплату исключительно из своего вознаграждения, в этом случае распространитель, имеющий договор с агентом, также должен будет уплатить 3% отчисления. Однако есть и возможность, при которой агент может осуществить выплаты в полном объеме. В таком случае не потребуется дублировать эти выплаты другим участникам цепочки распространения рекламы. Санкция за неуплату сбора: отдельная санкция за неуплату сбора не предусмотрена ни статьей 18.2 Закона о рекламе, ни проетом Минцифры.
В таком случае видится, что подлежит применению общая норма за нарушение законодательства о рекламе по пункту 1 статьи 14.3 КоАП, определяющая санкцию в размерах:
от 2000 до 2500 руб. – на граждан;
от 4000 до 25 000 руб. – на должностных лиц;
от 100 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц.
Мнение эксперта
Подводя итог изложенному, Анна Калачева отмечает, что введение рекламного сбора затрагивает все сегменты рекламной индустрии.
«Несмотря на то, что в статье 18.2 Закона о рекламе четко определено, что полученные средства будут использованы в целях оказания мер государственной поддержи правообладателям российского ПО, включенного в реестр, очевидно, что введение сбора увеличит административную нагрузку на компании, приведет к возможным сложностям, связанным с распределением ответственности в части оплаты сбора. Более того, весьма вероятен рост стоимости размещения рекламных материалов, что неблагоприятно скажется на бизнесе», — комментирует Анна.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.