Новости

Каким будет рекламный сбор?

08.04.2025

С 01.04.2025 года в России вступила в силу статья 18.2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», вводящая рекламный сбор в размере 3% от доходов, полученных при размещении рекламы в интернете.

Нормативная часть: статья 18.2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Исходя их положений указанной статьи, введение рекламного сбора затрагивает широкий круг участников рекламного рынка.

Так, плательщиками сбора являются:

  • Рекламораспространители, то есть лица, осуществляющие распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (блогеры, владельцы пабликов, телеграм-каналов и т.д.);
  • Операторы рекламных систем, то есть лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы (Яндекс, Озон, Vk);
  • Рекламодатели - российские ИП/юридические лица/граждане РФ, заключивший договор, предусматривающий распространение в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • Посредники, к которым относятся как рекламные агентства, так и другие лица, осуществляющие действия по организации распространения рекламы в интересах или по поручению заказчика, например, рекламодателя.

Не забыли в статье 18.2 Закона о рекламе предусмотреть и исключения. Обязательные отчисления не уплачиваются при распространении

1. Рекламы на сайтах, владельцами которых являются:

  • Вещатели телеканалов и (или) радиоканалов;

  • Информационные агентства.

2. Рекламы на сайтах СМИ, если:

  • В их уставном капитале участвует государство или муниципалитеты;
  • Получали бюджетные ассигнования (от РФ, субъекта РФ, МО);
  • Выпускают в год от 300 тыс. до 15 млн экземпляров.

3. Рекламы на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на вещание на всей территории страны с использованием позиций в мультиплексах. Перечень таких каналов утвержден Указом Президента от 24.06.2009 № 715.

Особенности исчисления рекламного сбора

Плательщик сбора

База расчета сбора

Кто определяет

Рекламораспространители и операторы рекламных систем

3% с квартального дохода от рекламы

Роскомнадзор на основании информации, предоставленной в соответствии со ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ в рамках маркировки интернет-реклам.

Посредники

3% с квартального дохода в виде вознаграждения за посредничество

Роскомнадзор на основании информации, предоставленной в соответствии со ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ в рамках маркировки интернет-реклам.

Рекламодатели, которые заключили договор на распространение рекламы с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства

3% с выплачиваемых иностранному лицу денежных средств по договору

Рекламодатели самостоятельно исчисляют сумму сбора и удерживают при каждой выплате денежных средств. Об удержании сбора рекламодатель обязан сообщить иностранному лицу

 


Платежный период: квартал.

Срок оплаты: не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом.

Расчет суммы сбора Роскомнадзор будет размещать в личных кабинетах плательщиков не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом. На проверку, подтверждение или корректировку начисленной суммы плательщику будет отведено 10 календарных дней. В настоящее время Минцифры подготовлен проект, закрепляющий особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Закона о рекламе. Проект находится на обсуждении, однако после 15.04.2025 он будет при необходимости скорректирован и рассмотрен в Правительстве РФ.

Отдельного внимания заслуживает то обстоятельство, что в проекте Минцифры четко разграничиваются два понятия «посредники» и «агенты». Агенты определяются как лица «осуществляющие действия в целях распространения рекламы по поручению и за счет рекламодателя либо рекламораспространителя». В то время как посредниками подразумеваются лица, «оказывающие услуги по распространению рекламы в интересах рекламодателя либо рекламораспространителя».

Размер отчислений будет определяться на основе двух категорий доходов, связанных с интернет-рекламой. Первая категория включает доходы рекламораспространителей, операторов рекламных систем и посредников за предоставленные ими услуги в рамках договора с рекламодателем. Вторая категория охватывает агентские вознаграждения, полученные в результате выполнения обязательств по договору с рекламодателем. В проекте Минцифры отмечено, что в случае, когда уплата обязательных отчислений осуществляется рекламораспространителем, оператором рекламной системы или посредником, заключившим договор с рекламодателем, уплата обязательных отчислений иными лицами, не осуществляется.

Для агента предусмотрены две альтернативы. Агент может выполнить выплату исключительно из своего вознаграждения, в этом случае распространитель, имеющий договор с агентом, также должен будет уплатить 3% отчисления. Однако есть и возможность, при которой агент может осуществить выплаты в полном объеме. В таком случае не потребуется дублировать эти выплаты другим участникам цепочки распространения рекламы. Санкция за неуплату сбора: отдельная санкция за неуплату сбора не предусмотрена ни статьей 18.2 Закона о рекламе, ни проетом Минцифры. 

В таком случае видится, что подлежит применению общая норма за нарушение законодательства о рекламе по пункту 1 статьи 14.3 КоАП, определяющая санкцию в размерах:

от 2000 до 2500 руб. – на граждан;

от 4000 до 25 000 руб. – на должностных лиц;

от 100 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц.

Мнение эксперта

Подводя итог изложенному, Анна Калачева отмечает, что введение рекламного сбора затрагивает все сегменты рекламной индустрии.

«Несмотря на то, что в статье 18.2 Закона о рекламе четко определено, что полученные средства будут использованы в целях оказания мер государственной поддержи правообладателям российского ПО, включенного в реестр, очевидно, что введение сбора увеличит административную нагрузку на компании, приведет к возможным сложностям, связанным с распределением ответственности в части оплаты сбора. Более того, весьма вероятен рост стоимости размещения рекламных материалов, что неблагоприятно скажется на бизнесе»,  — комментирует Анна.

Поделиться:
старший юрист налоговой практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*