Наша практика

Взыскали с незаконно списавшего деньги банка 15 миллионов рублей

2 авг 2024

17 июля 2024 года решением Советского районного суда города Воронежа с ББР Банка взыскано 15 миллионов рублей. Тем самым наши специалисты, представляя интересы клиента в суде, помогли ему вернуть незаконно списанные денежные средства. 

В феврале текущего года наш клиент пользовался мобильным приложением ББР Банка для приобретения иностранной валюты. В один из дней Банк предложил очень выгодный курс приобретения евро – 1 евро предлагалось купить за 1 рубль. Клиент воспользовался предложением Банка и приобрел около 120 000 евро. Часть из них конвертировал в рубли, а часть оставил на счете в иностранной валюте. На утро клиент попытался зайти в мобильное приложение, но на моменте ввода пароля смартфон выдавал ошибку. Банк заблокировал вход. Клиент пытался самостоятельно решить проблему, позвонив на горячую линию, но специалисты рекомендовали обратиться в отделение Банка. Спустя пару дней наш клиент получил претензию с требованием о возврате порядка 2 млн неосновательного обогащения по причине того, что курс евро к рублю 1 к 1 является технической ошибкой, и на самом деле Банк не имел намерения продавать валюту на таких условиях. Претензия послужила поводом для обращения клиента к юристам.

«Приступив к работе, мы подали требование в банк о предоставлении доступа к мобильному приложению, — отмечает руководитель практики корпоративного права Ирина Минакова,так как односторонний отказ от исполнения обязательств (предоставления банковских услуг) по закону невозможен. Параллельно подали жалобу в Центральный Банк РФ с просьбой провести проверку действий ББР Банка. Запросив выписку операций по счету, мы обнаружили, что со всех счетов клиента (и валютных, и рублевых) списаны денежные средства. В дополнение ко всему на рублевом счете отображается в минусе денежная сумма, которую Банк выставил клиенту в претензии как неосновательное обогащение».

Ирина также отмечает: «Когда на основании нашей жалобы клиенту предоставили доступ к мобильному приложению, мы увидели ту же картину: на валютном счете 0, на рублевом минус 2 млн. Следующим шагом стала наша претензия в Банк с требованием вернуть незаконно списанные денежные средства. На нее Банк никак не отреагировал. Поэтому мы подготовили исковое заявление и направили его в суд. В процессе мы получили встречное исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения. Нашему клиенту к взысканию были предъявлены те денежные суммы, которые отражены в минусе на счете».

А вот позиция банка основывалась на том, что при установлении курсов валют была допущена техническая ошибка, а также указывал на то, что наш клиент был недобросовестным, совершая покупку валют по такому невыгодному для банка курсу.

В свою очередь, в обоснование позиции мы обращали внимание суда на следующие факты:

  1. Курсы валют, установленные в мобильном приложении, — это публичная оферта, с которой соглашается клиент. Сам клиент не имеет возможности каким-то образом изменить цифры, предложенные банком.
  2. В дату приобретения валюты нашим клиентом курс 1:1 был доступен абсолютно любому клиенту банка, поэтому нет оснований считать, что наш клиент воспользовался какими-то уловками для приобретения валюты по такой дешевой цене.
  3. Тот факт, что курс, установленный банком, не соответствует рыночной стоимости валюты, не свидетельствует о недобросовестности клиента. Во-первых, банки сами вольны устанавливать курсы, и они не всегда соответствуют официальному курсу ЦБ РФ. Во-вторых, в законе нет обязанности клиента знакомиться со всеми новостными сводками и курсами валют в других банках, чтобы быть проинформированным о реальной рыночной стоимости.
  4. Банк списал денежные средства в отсутствие правового основания. По закону самовольное списание банком денежных средств со счетов клиента допускается по решению суда или в случаях, предусмотренных договором. Конечно же, банк в договоре банковского обслуживания предусмотрел возможность списывать деньги со счета клиента в случае, когда последний имеет задолженность перед банком. Но в нашем случае такой задолженности не было. Договор купли-продажи валюты был заключен, реально исполнен, при этом нет оснований для признания его недействительным или оснований для его расторжения. Цена валюты, которая была установлена внутри банка, но не доведена до клиента, никак не может быть указана как задолженность, так как клиент даже не знал о существовании цены, которая отличается от цифры из мобильного приложения.
Суд признал наши аргументы убедительными и удовлетворил требование о возврате банком денежных средств, незаконно списанных со счетов. Также мы взыскали с банка неустойку за нарушение условий договора и 50%-процентный штраф по закону о защите прав потребителей.

Решением Советского районного суда г.Воронежа банк обязали вернуть на счета клиента незаконно списанные 10 миллионов рублей, а также уплатить штраф в размере 5 миллионов.

Поделиться:
руководитель практики корпоративного права
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*