Аналитика

Instagram и авторские права.

17 авг 2020
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

computer-3861322_1920.jpgНедавно к нам обратился клиент (крупная фармацевтическая компания), который решил продвигать свой бренд с помощью соцсетей, а именно Instagram. Чтобы привлекать подписчиков, было решено выкладывать забавные картинки и видео, которые можно найти у других пользователей. Так как наш клиент чтит закон, перед тем, как начать выкладывать картинки и ролики, он решил узнать у нас, законно ли это. Не нарушает ли компания права третьих лиц? С этого и началось наше погружение в этот интереснейший вопрос.

Права на контент

Любая фотография, даже фото тарелки с едой, охраняется авторским правом. Закон слеп в определении художественной ценности изображения: как только появилось, оно автоматически начинает охраняться авторским правом. Что происходит с нашим фото или видео, когда мы выкладываем его в Instagram? Ответ на этот вопрос кроется в условиях пользования этого сервиса. Да, это те самые условия, которые каждый из нас не читает, но охотно принимает, лишь бы побыстрее начать пользоваться приложением. Перед началом использования Instagram мы соглашаемся дать ему право использовать наш контент практически как угодно – распространять, изменять, публично исполнять и т. д. Юристы называют это лицензионным договором, обычные же пользователи часто и не подозревают, что у них с Instagram есть какой-то договор. С момента запуска приложения ваши фото уже не только ваши, но и сервиса, так что не удивляйтесь, если увидите свои отличные пейзажи в рекламе Instagram. Суд в таком случае не встанет на вашу сторону, даже если фото принесет корпорации миллион-другой долларов. Хорошая новость – если вы удалите фото или аккаунт, то выданная вами лицензия прекратится и заработать на вас сервис больше не сможет.
 
Использование чужих фото и видео

У большинства из нас в голове есть опасная установка – всё, что находится в открытом доступе в Интернете, можно использовать. Запомните навсегда: это не так. У любой смешной картинки, видео или текста есть автор (если это не искусственный интеллект). Если у вас нет разрешения (да не простого, а такого, которое содержит все условия лицензионного договора), вы не можете просто взять понравившееся фото и использовать его. Такие действия – нарушение авторского права. Есть только два случая, когда можно использовать чужой контент:

1) автор сам разрешил использовать свои материалы любому человеку на определенных условиях (открытая лицензия)
2) вы заключили с автором лицензионный договор.

Если эти случаи не про вас – вы нарушитель. Опытный пользователь скажет – это всё понятно, я чужие фото не выкладываю, но ведь я просто могу сделать репост, его автор указан, в Instagram это очень удобная функция. Действительно, репост – частый способ взаимодействия между аккаунтами в Instagram. При этом важно понимать, что даже если пользователь разрешил делать репосты в самом приложении, то гарантировать, что данное разрешение является лицензионным договором и, как следствие, правомерным использованием, не может никто. Проблема кроется в доктрине добросовестного использования, которая используется Instagram как компанией, созданной на территории США. На основании нее, используя различные критерии (цель, аудитория, характер и последствия использования), каждый пользователь, и в конечном счете суд делает выводы, является ли публикация правомерной. Российские реалии не лучше и не хуже, они просто другие, поэтому данная доктрина не является для наших судов обязательной, их будут интересовать только российские законы. Вот и получается, что правовая база Instagram практически полностью американская, а используется он по всему миру, в связи с чем многие пользователи, сами того не понимая, рискуют нарушить авторские права.

Неужели за это что-то будет?

Несмотря на отсутствие у наших знакомых и знакомых знакомых историй о том, как они выложили в Instagram чужое фото, а потом заплатили автору несколько месячных зарплат, риск привлечения к ответственности нельзя недооценивать. Даже если вы опомнитесь и удалите информацию до того, как получите требование автора о прекращении нарушения исключительных прав, нет никаких гарантий, что нарушение уже не было зафиксировано (например, с помощью составления нотариального протокола осмотра сайта). Не будем пугать читателей административной и уголовной ответственностью, хотя и она не исключена. Гражданская ответственность гораздо реальнее, а компенсация за нарушение авторских прав может составить от 10 тыс. до 5 млн. руб.

Пользоваться соцсетями надо аккуратно. Нарушаются авторские права очень быстро, а разбираться с последствиями непросто. Чтобы не совершать ошибок, запомните несколько простых правил:
1)      Далеко не всё, что есть в Интернете, можно свободно использовать.
2)      Ваш контент – всегда еще и контент Instagram, но контент Instagram и пользователей – не ваш.
3)      Репост – потенциальное нарушение авторских прав. Если у вас нет лицензионного договора с автором или автор не дал всем третьим лицам открытую лицензию, вы не можете использовать его контент.

Поэтому будьте как наш клиент, если сомневаетесь – обращайтесь.



Поделиться:
руководитель практики интеллектуальной собственности и ТМТ
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*