јналитика

»зменени€ в законодательстве в отношении самовольного строительства

15 ќкт 2018
field-839827__340.jpg

—амовольно возведенные постройки (далее по тексту Ђсамостройї) всегда имели место быть, в особенности в сфере индивидуального жилищного и садово-дачного строительства.

«аконодательство, регулирующее процесс признани€ строени€ самостроем, сноса,  а также способов легализации возведенного объекта, периодически претерпевает изменени€. ¬ этом году законом от 03.08.2018 N 339-‘« "ќ внесении изменений в часть первую √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации и статью 22 ‘едерального закона "ќ введении в действие части первой √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации" (далее Ђ«акон 339) были внесены существенные поправки в статью 222 √  –‘.

»зменени€ коснулись в том числе и самого определени€ самостро€: Ђ..самовольной постройкой признаетс€ теперь строение, сооружение или др. недвижимое имущество, возведенное на земельном участке, не предоставленном в установленном пор€дке или не предназначенном дл€ этих целей, или возведенное при отсутствии необходимых в соответствии с нормами действующего законодательства согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм, правил Е..ї. 

ѕри этом важным нововведением стало то, что дл€ признани€ строени€ самостроем необходимо не только отсутствие разрешений, учета ограничений на момент начала строительства, но и сохранение таких требований на момент обнаружени€ такой постройки.

“аким образом, если на момент начала строительства все требовани€ были соблюдены, а при вводе в эксплуатацию объекта они изменились, например, назначение участка было изменено путем включени€ его в водоохранную зону или отнесени€ его к лесному фонду, то на права в отношении построенного объекта такие обсто€тельства не могут повли€ть. 

 роме того, законодатель ввел запрет на признание самостроем объекта, возведенного с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использовани€ земельного участка, в случае, если собственник данного объекта не знал и не мог знать  о действии указанных ограничений  на момент начала строительства.

—огласно «акону 339 местные власти имеют право принимать решение о сносе, если постройка возведена на участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, либо сооружение построено на участке, на котором нельз€ такое строить и который располагаетс€ в границах территории общего пользовани€. ѕри этом акцентируетс€ внимание на том, что подобные решени€ могут быть прин€ты только в отношении строений, расположенных на государственных или муниципальных земл€х. ќрганы местного самоуправлени€ (далее по тексту Ђќћ—ї) имеют право насто€ть на сносе сооружени€, только если постройка угрожает жизни и здоровью граждан.

ѕо€вилс€ новый способ легализации самостро€ - постройку теперь можно привести в соответствие всем установленным требовани€м и в дальнейшем оформить право собственности на нее.
ѕри этом рассчитывать на данный механизм вправе как лицо, у которого участок находитс€ в посто€нном (бессрочном) пользовании, собственности,  пожизненном наследуемом владении, так и лица, которым участок под указанной постройкой был предоставлен во временное владение и пользование из государственной или муниципальной собственности.

–ешение о приведении самостро€ в соответствие действующим нормам, как о сносе, принимаетс€ судом, а в некоторых случа€х -  ќћ—.

«акон 339 скорректировал срок сноса (от 3-х мес€цев до одного года) и определил срок приведени€ самостро€ в пор€док (от 6-ти мес€цев до трех лет).  », наконец, особое внимание необходимо уделить пункту 4 ст. 222 √  –‘. 

ƒанный пункт был дополнен абзацем 6, который предусмотрел безусловный запрет дл€ ќћ— принимать решени€ о сносе самостро€ или его приведении в соответствие установленным требовани€м, если на данную постройку зарегистрировано право  собственности в ≈√–Ќ или же признано судом в установленном п.3 данной статьи пор€дке или отказано в удовлетворении требовани€ о сносе данного строени€.
     
ќднако этим же «аконом 339 в ст. 22 ‘едерального закона є 52-‘« Ђќ введении в действие части первой √ражданского кодекса –‘ї (далее Ђ«акон 52ї) внесены дополнительные основани€ дл€ запрета ќћ— прин€ти€ указанного выше решени€:

- право на самострой  должно быть зарегистрировано до 01.09.18г.;
- параметры строени€ должны не нарушать действующих  в градостроительных нормах в отношении подобных объектов  требований и правил землепользовани€ и застройки;
- объект построен на земельном участке, принадлежащем собственнику объекта на законном основании.

“аким образом, несмотр€ на то, что «акон 339 призван оптимизировать процесс легализации самостро€, следует внимательно изучить положени€ не только статьи 222 √  –‘, но и статьи 22 «акона 52, поскольку дл€ узаконивани€ самостро€ необходимо учитывать все требовани€ и основани€, изложенные в указанных нормативных актах. 

ѕри этом не стоит забывать, что в последние годы контролирующие органы крайне активны в вопросе прин€ти€ решений о сносе незаконных строений и зат€гивать вопрос легализации самостро€ крайне рискованно.


"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
 то виноват? » что делать?
Ќесут ли ответственность судебный пристав и арбитражный управл€ющий за утрату имущества должника?
¬ своей практике мы нередко сталкиваемс€ с ситуаци€ми, когда...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail