Контроль ФАС за ценообразованием

Федеральная антимонопольная служба известна как орган, контролирующий изменение цен на рынке. В последнее время СМИ пестрят сообщениями о том, что ФАС проводит проверку у того или иного производителя продукции или требует оплаты штрафа за повышение цен на тарифы по услугам связи или за увеличение цен на строительные материалы. При этом наши крупные клиенты в сфере производства продуктовых товаров и упаковки для таких товаров попали в поле зрения ФАС в связи с поступающими в СМИ сообщениями о повышении уровня цен. В связи с этим мы усмотрели необходимость в появлении материала, который разъяснит, как же ФАС проводит контроль за ценообразованием и какие меры реагирования имеются у службы.
Когда ФАС проверяет цены на товары?
ФАС России активно контролирует уровень цен на рынке, однако такой контроль ограничен двумя случаями проверок:
- проверка в отношении лиц, занимающих доминирующее положение на рынке
- проверка в случае выявления признаков заключения антиконкурентных соглашений.
Поэтому лицам, не обладающих доминирующим положением на рынке, беспокоиться о регламентации уровня цен стоит в меньшей степени: антимонопольный контроль на таких субъектов не распространяется.
О критериях доминирующего положения на рынке
Каким образом ФАС проводит анализ цен на рынке?
Запрос ФАС о ценообразовании
Основным инструментом выявления нарушений в сфере ценообразования стали запросы ФАС о ценах. Компании, которые сталкиваются с поступившими запросами от ФАС, сталкиваются с 2 видами вопросов: почему ФАС запрашивает у нас информацию о формировании цены на наш товар и можно ли не отвечать на такие запросы?
Основания для запросов ФАС:
- проводимая в отношении организации антимонопольная проверка
- мониторинг ценообразования на рынке в связи с поступившими в ФАС жалобами контрагентов, обращениями потребителей, публикациями в СМИ.
Касательно обязательности ответа на запрос ФАС стоит отметить, что ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает обязательность ответа организаций на запросы ФАС, поступившие в пределах полномочий службы. Поэтому формальное обоснование направления запроса службой фразой: «в целях проведения мониторинга цен и в рамках ст. 25 ФЗ «О защите конкуренции» вполне обязывает организацию предоставить запрашиваемую информацию. Отсутствие ответа на запрос ФАС грозит штрафом от 50 до 500 тысяч рублей.
Внеплановая проверка ФАС
Сообщения СМИ, материалы из правоохранительных органов или самостоятельное обнаружение признаков нарушения антимонопольного законодательства также могут стать поводами для проведения внеплановой проверки организации. В рамках внеплановой проверки сотрудники ФАС имеют полномочия по осмотру документов и информации (сведений), содержащихся на любых носителях, с правом фотосъемки и снятия копий с документов. Например, именно такие проверки проводились у производителей сливочного масла, не так давно заподозренных в сговоре в целях поддержания высоких цен на товар.
Какие цены вызывают реагирование со стороны ФАС?
В ситуации контроля за субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, ФАС обращает внимание на 3 ситуации: поддержание монопольно высокой или низкой цены, установление различных цен на один и тот же товар без объективного обоснования.
1. Поддержание монопольно высокой цены
Такой ценой, по смыслу разъяснений, считается цена, превышающая следующую формулу:
Монопольно высокая цена > себестоимость товара+разумная прибыль при условии, что такая цена также превышает и цену на сопоставимом рынке.
При установлении той самой «разумной прибыли» ФАС ориентируется на следующие критерии:
- Уровень рентабельности той же самой организации в иные периоды времени или в других регионах. Например, при привлечении к ответственности производителя стружечных плит было установлено, что рентабельность группы компаний по производству таких плит увеличилась в 3 раза по сравнению с предыдущим годом, в отсутствие соответствующего изменения уровня расходов.
- Уровень рентабельности других организаций на том же товарном рынке
- Уровень отраслевой рентабельности
Например, предельный уровень рентабельности на перевозки воздушным транспортом и связанные с этим услуги составляет 20% к себестоимости. В частности, на основании этого положения, в действиях аэропорта Петропавловск-Камчатский антимонопольный орган признал установление монопольно высокой цены на услуги по обслуживанию грузов в грузовом терминале в связи с превышением рентабельности услуги значения в 20%.
2. Поддержание монопольно низкой цены
Такое нарушение встречается на практике значительно реже, нежели поддержание высоких цен. Однако монопольно низкая цена как нарушение может быть выявлена в тех ситуациях, когда поведение хозяйствующего субъекта не соотносится с рыночными факторами и преследует лишь цель вытеснения конкурентов с рынка.
3. Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар
Например, подобное нарушение было установлено антимонопольным органом в действиях продавца песка, который отпускал в продажу сопоставимые объемы песка в пределах одного географического района по разным ценам.
Какие меры реагирования со стороны ФАС?
- Выдача предписания о прекращении злоупотреблении доминирующим положением
Например, ФАС выдала предписание в адрес продавца газобетонных блоков о прекращении злоупотребления доминирующим положением, по изданию внутреннего локального акта о порядке ценообразования и торгово-сбытовой политике общества с целью недопущения ущемления интересов потребителей.
- Привлечение к административной ответственности в виде штрафа
Вышеуказанные нарушения в сфере ценообразования лицами, занимающими доминирующее положение на рынке, относятся к случаям злоупотребления доминирующим положением, что наказывается штрафом в размере до 1/50 суммы выручки нарушителя.
В связи с изложенным настоятельно рекомендуем производителям и поставщикам не только вести предупредительную работу по установлению цен с учетом материалов аналитики (обращать внимание на факторы, влияющие на цену), но и привлекать к работе с запросами ФАС и при проведении внеплановых проверок квалифицированных юристов, имеющих опыт в работе с антимонопольным законодательством. Юристы компании «Центральный округ» обладают необходимым опытом и знаниями в сфере антимонопольного права и готовы оказать помощь при возникновении проблемных ситуаций на тему ценообразования.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.