Как использовать беспилотники в гражданской сфере
В связи с развитием современных технологий и внедрением беспилотников во многие сферы общественной жизнедеятельности, например, для фото- и видеосъемки местности, доставки предметов и товаров, создание 3-D моделей, а также в спасательных операциях, вопросы по поводу их использования и регистрации становятся актуальными как для физических, так и для юридических лиц.
Что представляют собой беспилотники и какие они бывают?
Беспилотный летательный аппарат (БЛА, БПЛА) или, как часто встречается в разговорной речи, «беспилотник», «дрон» или «квадракоптер», представляет собой летательный аппарат, который может осуществлять полет без экипажа и пилота на борту. Закон не предусматривает понятие «беспилотный летательный аппарат» а вместо него использует понятие «беспилотное воздушное судно». Беспилотное воздушное судно (БВС) – это воздушное судно, которое управляется в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.
Однако беспилотные летательные аппараты могут быть запущены одновременно в количестве более одного судна, но при этом иметь взаимосвязь. Подобные явления законодатель определил как «беспилотные авиационные системы».
Беспилотная авиационная система - совокупность взаимосвязанных элементов пилотирования, включая одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов (станцию внешнего пилота и линию управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы), а также средства осуществления взлета и посадки беспилотных воздушных судов.
Очень важно рассмотреть данную систему и со стороны управления ею, поскольку это неотъемлемая часть её работы (действия, эксплуатации).
Законодатель в изменениях Воздушного кодекс РФ от 2023 года дал чёткое определение действиям по управлению беспилотной авиационной системой.В частности, введено определение «линия управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы» как канал связи между станцией внешнего пилота и самим беспилотником, который включает в себя оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом БПЛА и контроля за его полетом, и может дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
В зависимости от сферы применения беспилотники можно разделить на
- Военные беспилотные аппараты. Используются в сфере военного обеспечения, военных и боевых целях;
- Гражданские беспилотные аппараты (невоенные цели использования).
В зависимости от массы беспилотного летательного аппарата можно выделить такие виды:
- До 250 г - не подлежат государственной регистрации или учету;
- От 250 г до 30 кг - подлежат государственному учету с 27 сентября 2017 г.;
- Свыше 30 кг – подлежат государственной регистрации с занесением в специальный реестр воздушных судов в соответствии с Воздушным кодексом РФ.
Гражданские беспилотные воздушные суда подлежат так называемому учету в Федеральном агентстве воздушного транспорта при максимальной взлетной массе всего лишь от 0,15 килограмма до 30 килограммов.
Кем осуществляется регистрация?
И регистрация, и учет беспилотников осуществляются Федеральным агентством воздушного транспорта.
Где можно использовать беспилотники?
Беспилотники используются во многих сферах жизнедеятельности человека, такие как: военное обеспечение, криминалистика, строительство, сельское хозяйство, электроэнергетика, обеспечение безопасности и гражданская сферы и иные сферы общественной жизни.
Повсеместное использование беспилотников объясняется тем, что экономически это намного выгодней, нежели «классический» летательный аппарат, который управляется непосредственно пилотом. Затраты на их создание и дальнейшая эксплуатация намного меньше, нежели сравнивать с обычным летательным аппаратом. Например, согласно заключениям экспертов, средняя стоимость военного беспилотника верхней сложности составляет 5-6 млн. долларов, в то время как пилотируемый истребитель бомбардировщик оценивается в 100 млн. долларов. Также очевидным преимуществом является тот факт, что при управлении военным или гражданским беспилотным летательным аппаратом оператор не рискует своим здоровьем и жизнью.
В повседневной жизни дроны все чаще стали использовать в целях фото-, видеосъемки пейзажов и местностей, доставки различных товаров, в том числе продуктов питания. Например, криминалисты Следственного комитета РФ уже внедрили в свою криминалистическую технику квадракоптеры. При помощи видеосъёмки, производимой квадракоптером, они могут исследовать труднодоступную местность, что ускоряет процесс поиска чего-либо, не подвергает риску жизни и здоровья других. Также дроны используются в 3-D моделировании помещений-мест преступления, доступ к которым ограничен или затруднён.
Одним из недавних примеров разработки беспилотников в сфере гражданского рынка является компания ЭФКО. Компания разработала свой прототип беспилотного аэротакси Hi-Fly Taxi, который способен совершать беспилотные полеты на дальность до 20 км и перевозить грузы массой до 170 кг. В конце 2022 года компания испытала дрон в Белгородской области и в дальнейшем собирается запустить беспилотники в серийное производство и вывести в коммерческую эксплуатацию.
Какие есть правила использования беспилотника?
Перед тем как использовать беспилотник, пользователь должен соблюсти ряд следующих правил:
- Беспилотник необходимо поставить на государственный учет, однако для некоторых типов беспилотников соблюдение данной процедуры необязательно. Если использовать дрон без государственной регистрации, владелец может быть привлечен к административной ответственности за использование беспилотного воздушного судна без прохождения государственного учета. В случаях, если использование беспилотного воздушного судна осуществлялась без разрешения на использование воздушного пространства и это повлекло по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность. Перед началом осуществления полетов на беспилотник должны быть нанесены опознавательные знаки, состоящие из учетного номера, который присваивается непосредственно при госучете.
- Получить разрешение на использование воздушного пространства. В воздушном законодательстве предусмотрено два режима использования воздушного пространства: уведомительный и разрешительный. Для использования беспилотников установлен разрешительный порядок, который означает, что пользователь может осуществлять полеты с соблюдением планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства. С 2022 года в некоторых субъектах РФ, особенно приграничных с Украиной, установлен временный режим ограничения на использование воздушного пространства всем беспилотным воздушным судам, независимо от максимальной взлётной массы.
- Соблюсти правила выполнения авиационных работ. Авиационные работы – это работы, которые выполняются при полетах гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей. Проще говоря, сюда можно отнести фото-, видеосъемка, доставка товаров, грузов и иные действия. К авиационным работам того или иного вида применяются особые требования. Фото-, видеосъемка относится к авиационным работам и, соответственно, требует соблюдения специально установленных правил. В отношении физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы, установлены сертифицированные требования, которые должны быть ими соблюдены.
- Назначить командира беспилотного воздушного судна. По общему правилу воздушными суднами управляет экипаж. Экипаж беспилотника – это внешний пилот, контролирующий полет.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.