Аналитика

Производная вселенная: исключительные права на производные произведения

18 июл 2024

Цифровой мир растет и развивается, его прогресс не стоит на месте благодаря более чем 3 миллиардам игроков в видеоигры по всему миру. Распространенной практикой становится появление целых развлекательных (игровых) вселенных, которые являются производными от иных результатов интеллектуальной деятельности. В связи с чем растет и необходимость в адаптации правовых норм под быстро меняющиеся реалии. В нашем материале мы на конкретном примере расскажем, что такое производные произведения, а также какие нюансы стоит знать об интеллектуальных правах на такие произведения.

Компании в большинстве своем нацелены на расширение целевой аудитории, поэтому начало февраля 2024 года встретило нас новостью, знаменующей крупнейшее вхождение медиа-корпорации «The Walt Disney Company» в мир игр. Выражается это в создании совершенно новой вселенной игр и развлечений в сотрудничестве компаний «Disney» и «Epic Games» (занимающейся разработкой компьютерных игр).

«Disney» также инвестирует 1,5 миллиарда долларов в приобретение доли в «Epic Games». Новая игровая вселенная предложит потребителям множество возможностей по взаимодействию с контентом и персонажами «Disney», «Pixar», «Marvel» и других.

Если бы аналогичный совместный проект был реализован на территории Российской Федерации, то он мог бы однозначно рассматриваться с точки зрения российского законодательства в качестве производного произведения, так как он представляет собой переработку другого произведения и при этом является самостоятельным объектом авторского права.

В рассматриваемом случае, к примеру, перерабатываются исходные кинематографические произведения производства «Disney», такие как «Звездные войны» и «Аватар», а также игра «Fortnite», разработанная «Epic Games».

К термину «переработка» российский законодатель, в частности, прямо относит следующие способы: перевод, обработка, экранизация, аранжировка и инсценировка существующих произведений. Однако этот перечень является открытым и раскрывает только самые очевидные и распространенные способы, ведь предусмотреть и перечислить их все представляется невыполнимой задачей.

Исключительные права на такие «вторичные» произведения, (в частности, по использованию произведения на свое усмотрение) возникают у автора непосредственно с момента создания. Однако тот факт, что эти права возникли, еще не значит, что в действительности автору можно легально их реализовать – по закону это возможно только при соблюдении прав авторов оригинальных произведений, взятых за основу. В противном случае будет являться неправомерным как использование производного произведения, так и распоряжение исключительным правом на него.

Важный нюанс, который следует обязательно учитывать в такой категории споров, состоит в том, что само по себе отсутствие запрета правообладателя на использование своего произведения третьими лицами не приравнивается к согласию на такое использование. 

То есть права на «исходное» произведение в любом случае находятся под охраной государства. 

Но остается вопрос: а какой же механизм защиты предусмотрен для производного произведения? Можно ли автору защитить свои права, если оно было создано без согласия автора первоначального произведения? 

Для начала стоит отметить, что неправомерное использование третьими лицами производного произведения одновременно нарушает исключительное право как правообладателя такого производного произведения, так и правообладателей использованных произведений.

Однако долгое время судебная практика по большей части отражала следующий подход: автор производного произведения может рассчитывать на его правовую охрану лишь в том случае, если действия по его переработке были совершены с согласия автора. При этом доводы об отсутствии претензий со стороны создателей оригинальных произведений судами во внимание не принимались. Соответственно, если истец не мог доказать факт наличия у него права на составные объекты авторских прав, то это являлось основанием для отказа в иске о защите его собственных авторских прав.

Такая позиция судов, хотя и исходила из прямого толкования закона, при этом прямо препятствовала восстановлению нарушенных прав авторов, необоснованно оставляя их без правовой защиты.

Безусловно, на практике при разрешении споров хоть и в меньшинстве, но встречалось прямо противоположное мнение судов, согласно которому не может быть отказано в защите таких прав в судебном порядке при условии доказанности фактов принадлежности ему исключительных прав на производные произведения и нарушения их ответчиком.

И только сравнительно недавно, в 2022 году, Конституционный Суд Российской Федерации поспособствовал устранению данной правовой неопределенности, сделав следующие выводы:

  • недопустимы отказы судов в защите авторских прав только по причине несоблюдения истцом прав авторов «первичных» произведений. Последние вправе сами решать, защищать им свое нарушенное право или нет.
  • необходимо внести изменения в действующее правовое регулирование в целях обеспечения баланса прав автора произведения, которое является составным/производным произведением, и прав авторов (правообладателей) объектов, использованных для ее создания, не исключая при этом защиту имущественных интересов автора этого произведения, в том числе путем взыскания компенсации за нарушение другими лицами его исключительного права.

В результате 13 июня 2023 года были внесены необходимые изменения в соответствующую статью Гражданского Кодекса РФ, и теперь в случае неправомерного использования производного или составного произведения, права их авторов подлежат равноценной защите.

Данные изменения позволили сформировать единый подход к вопросу защиты интеллектуальных прав тех авторов, которые создают свои произведения на базе уже существующих, уравняв их в этом праве с авторами, не использующими какой-либо первоисточник в процессе своего творчества.

И все же авторам производных произведений не стоит воспринимать данные изменения как карт-бланш, разрешающий им не получать согласие у первоначальных авторов. Несмотря на то, что в части правовой защиты произошли положительные изменения, законное использование обсуждаемых произведений все еще возможно исключительно при условии соблюдения прав создателей оригинального произведения.

В случае пренебрежения этим правилом существенно увеличивается риск предъявления претензий со стороны правообладателей и последующих имущественных потерь (к примеру, компенсационных выплат).

В том числе, поэтому такие медиа-гиганты, как «Disney» и «Epic Games», находятся в тесной коммуникации для реализации упомянутого совместного проекта, ведь в нем будут задействованы и переработаны оригинальные произведения каждой из компаний, что нуждается в грамотном юридическом сопровождении. 

Если результат вашей интеллектуальной деятельности возник (или только планируется к созданию) на базе уже существующего продукта, и вы хотите обезопасить себя от возможных претензий со стороны третьих лиц и минимизировать риски имущественных потерь, либо же если происходит нарушение ваших собственных исключительных прав, наша компания поможет в анализе ситуации и окажет правовую поддержку для защиты ваших прав и интересов.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*