Аналитика

Реализация долей должника в уставных капиталах организаций в банкротстве

11 ноя 2024

Доля в уставном капитале общества, принадлежащая должнику-банкроту, — это, прежде всего, актив, по общему правилу подлежащий включению в конкурсную массу и последующей реализации на публичных торгах в рамках соответствующей процедуры банкротства.

В сравнении с продажей недвижимого и движимого имущества банкрота условия реализации такого актива достаточно сложные и имеют множество нюансов в довесок динамичной правоприменительной практике, затрагивающей вопросы корпоративного законодательства. Так, одним из тезисов применительно к несостоятельности (банкротству), изложенным Верховным Судом РФ и прозвучавшим в июле 2024 года, является то, что само по себе открытие в отношении одного из участников общества с ограниченной ответственностью процедуры конкурсного производства (реализации имущества) не блокирует применение норм Закона об обществах, регулирующих порядок оборота долей.

Следовательно, для надлежащей работы с рассматриваемым активом необходимы как знания корпоративного законодательства, так и выработка определенного алгоритма действий, позволяющего соблюсти баланс между интересами всех сторон такого оборота. В этой связи на арбитражного управляющего возлагается большой объем задач, подлежащий выполнению в рамках дела о банкротстве для достижения единственно важной цели — наиболее полного, соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. В настоящей статье разберемся, как правильно работать с долями в уставном капитале организаций, принадлежащих должникам, с учетом изменений в судебной практике и какого механизма стоит придерживаться при работе с ними.

Механизм работы с долей в уставном капитале

Первый вопрос, который должен возникать при обнаружении доли в уставном капитале организации, принадлежащей должнику, — насколько указанный актив ликвиден. Ликвидность определяется возможностью быстро и с минимальными затратами превратить актив в деньги или использовать его для погашения обязательств кредиторов. Именно такие перспективы должны учитываться арбитражным управляющим при самостоятельной оценке стоимости долей в уставном капитале в целях реализации имущества в процедуре банкротства.

В зависимости от полученных выводов (о ликвидности или не ликвидности актива) выделяют два вектора работы с долей в уставном капитале общества: обращение взыскания на долю, принадлежащую несостоятельному участнику, либо исключение доли участия из конкурсной массы должника, но обо всем по порядку.

Примечательно, что такое понятие, как обращение взыскания на долю участия, принадлежащую должнику, для банкротной практики новое, а сам механизм реализации доли в уставном капитале общества в банкротстве до июля 2024 года шел по сложившемуся пути ее продажи с соблюдением преимущественного права покупки. 

Так, ранее имеющийся порядок заключался в следующем. Когда суд признавал участника общества банкротом, доля должника в уставном капитале этого общества включалась в конкурсную массу, утверждалось положение о порядке, сроках и условиях ее реализации и выставлялась на публичные торги. По результатам торгов арбитражным управляющим определялся победитель и цена продажи доли в уставном капитале ООО, затем в целях соблюдения права преимущественной покупки доли остальные участники общества извещались в письменной форме об ее отчуждении путем направления нотариально удостоверенной оферты. Срок действия оферты составлял 30 дней, указанный срок предоставлялся для реализации последними своего преимущественного права покупки. Впоследствии, если участники общества таким правом не воспользовались, оно прекращалось, а покупателем доли признавался победитель торгов, с которым в дальнейшем должник в лице арбитражного управляющего заключал договор купли-продажи.

В дальнейшем указанный порядок реализации доли участия также претерпел изменения в свете постановления Конституционного Суда РФ, которым устанавливалась необходимость соблюдения преимущественного права покупки доли до начала публичных торгов. В этом случае цена актива определялась как начальная продажная цена, полученная арбитражным управляющим по результатам оценки имущества, и именно по ней делалось предложение о выкупе доли другим участникам общества. В остальном порядок реализации оставался тем же, а доля участия после соблюдения преимущественно права подлежала продаже с публичных торгов.

В июле 2024 года сформировалось кардинально противоположное мнение о порядке реализации долей в уставном капитале обществ, а само определение Верховного Суда РФ стало некой «методичкой» для арбитражных управляющих при работе с таким активом. Его особенности заключаются в следующем.

Во-первых, экономическая коллегия впервые отметила, что применение преимущественного права покупки доли в уставном капитале в банкротстве не соответствует Закону об обществах. Это мотивировано тем, что в основе преимущественного права покупки доли участника при ее отчуждении третьему лицу лежат такие обстоятельства, как максимально возможное сохранение доверительных отношений его участников между собой и с самим обществом и высокая значимость персонального состава участников. В этой связи, если арбитражный управляющий продал долю участия в обществе с публичных торгов третьему лицу, а его участники по каким-либо причинам не реализовали свое право преимущественной покупки, посторонние лица, с которыми не сформировались основанные на взаимном доверии отношения, получали доступ к управлению обществом. Такое положение нарушало корпоративные начала, а потому было исправлено высшим судебным органом.

Во-вторых, Верховный Суд РФ определил, что продажа доли в уставном капитале, принадлежащая несостоятельному лицу, должна осуществляться в порядке статьи 25 Закона об обществах, закрепляющей процесс обращения взыскания на долю участия по требованиям кредиторов. При этом судебным актом, позволяющим в корпоративном праве инициировать такой процесс, непосредственно в банкротстве, будет являться решение суда об открытии конкурсного производства (о введении реализации имущества), которым констатируется недостаточность имущества участника общества для покрытия долгов.

Структурировано механизм обращения взыскания на долю участия в рамках процедуры банкротства сводится к следующим действиям:

1. До утверждения положения о порядке, сроках и условиях реализации доли арбитражный управляющий уведомляет общество о намерении обратить взыскание на долю участия, принадлежащую должнику.

С момента уведомления начинает течь трехмесячный срок для использования обществом или иными его участниками права на приобретение этой доли, то есть в целях сохранения состава участников (поддержания личных доверительных отношений на прежнем уровне) в течение указанного срока они вправе внести в конкурсную массу действительную стоимость доли участника общества, на чье имущество обращается взыскание.

Действительная стоимость доли рассчитывается по правилам, установленным корпоративным законодательством, и сложившейся практике применения норм об исчислении действительной стоимости при наличии разногласий. О том, как правильно рассчитать действительную стоимость доли участия, рассказывали в аналитическом материале по ссылке.

2. В случае, если с момента уведомления общество, иные его участники не воспользовались правом приобретения доли и не осуществили выплату кредиторам ее действительной стоимости, утверждается положение и допускается ее продажа на публичных торгах.

В сложившейся ситуации общее правило о преимущественном праве покупки доли участниками при проведении торгов не применяется. Но и здесь есть свой нюанс: вместо этого правила Законом об обществах установлен особый порядок возникновения прав и обязанностей участника у победителя торгов.

После определения по результатам торгов личности победителя участники общества могут как согласиться с переходом к нему прав и обязанностей участника, так и отказать в этом. Если подобное согласие не получено, доля переходит к обществу, которое обязано выплатить победителю торгов ее действительную стоимость, либо с согласия победителя выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

Таким образом, разъяснения Верховного Суда РФ дают полное понимание того, как реализовать долю участия должника в процессе банкротства с соблюдением требований корпоративного законодательства, что позволяет обеспечить защиту правомерного интереса других участников общества.

Второй же вектор работы с долей предполагает случаи, когда рассматриваемый актив не является ликвидным. Так, арбитражный управляющий и иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться в суд с мотивированным ходатайством об исключении доли в уставном капитале организации из конкурсной массы.

Для исключения имущества из состава конкурсной массы заявителю необходимо доказать его неликвидность или невозможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов от реализации такого имущества. О неликвидности актива может свидетельствовать, например, непредставление организацией бухгалтерской или налоговой отчетности, неведение хозяйственно-экономической деятельности, наличие задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, наличие сведений о приостановлении операций по счетам или сведений о возбужденных исполнительных производствах, а также прочих факторов, негативно влияющих на его реализацию.;

Невозможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов от продажи такого имущества предполагается в ситуации, при которой реализация приводит к затратам на публикации и затратам на проведение аукциона, а финансовый результат от реализации близок к нулю и не покрывает понесенные затраты, что не отвечает основным целям и задачам процедур банкротства должника.

Наличие вышеперечисленных обстоятельств может явно свидетельствовать о нецелесообразности выставлять данное имущество на торги, поскольку подобные действия негативным образом скажутся на проведении самой процедуры банкротства, приведут к ее затягиванию, что в конечном счете, с учетом неликвидности реализуемого актива противоречит интересам должника, его кредиторов.

Принимая во внимание изложенное, при работе с долей в уставном капитале общества, принадлежащей должнику-банкроту, в первую очередь надлежит выяснять ее ликвидность, а затем избирать подходящий способ работы с ней, чтобы соблюсти баланс между интересами кредиторов и должника.

А что с выходом участника-банкрота из общества?

Дискуссионным в свете изменившего практику определения Верховного Суда РФ остается вопрос о возможности арбитражного управляющего от имени должника осуществить выход из общества с правом получения выплаты действительной стоимости доли.

Ранее в судебной практике активно использовалась позиция о том, что нормами Закона о банкротстве не предусмотрен способ распоряжения принадлежащей должнику долей в уставном капитале путем выхода из состава участников общества с последующей выплатой ее действительной стоимости. Более того, практика однозначно исходила из того, что арбитражному управляющему нельзя вменять такую обязанность.

При этом возможность арбитражным управляющим осуществить выход должника из состава участников общества допускалась в единичных случаях, но только после проведения торгов и в случае, если такое решение было санкционировано собранием кредиторов. Выход из состава участников с получением действительной стоимости доли в рассматриваемой ситуации являлся последним возможным способом пополнения конкурсной массы и имел экономическую целесообразность.

Теперь, исходя из мнения Верховного Суда РФ, прозвучавшего в июле 2024 года, закономерно можно допустить, что появится еще один вектор работы с долей участия в уставном капитале общества. Так, если открытие процедуры банкротства в отношении одного из участников общества с ограниченной ответственностью не отменяет норм Закона об обществах, то право на выход должника из состава участников с получением действительной стоимости доли предоставляется ему корпоративным законодательством, а потому может быть осуществлено арбитражным управляющим.

Думается, что указанный способ использования принадлежащих долей в уставных капиталах обществ вполне приемлем для целей процедур несостоятельности, и в будущем появится практика его применения, но на начальном этапе при решении этого вопроса все же следует заручиться поддержкой собрания кредиторов.

Резюмируя, стоит отметить, что реализация долей должника в уставных капиталах организаций в банкротстве — достаточно сложный механизм, требующий необходимого количества знаний и практики как банкротного, так и корпоративного содержания. В этой связи рекомендуем придерживаться приведенного в настоящем материале алгоритма действий и надеемся, что это позволит упростить соблюдение порядка продажи рассматриваемого актива.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*