Аналитика

Репутация под угрозой?! Рассказываем, как защитить!

17 мар 2022

Деловая репутация - нематериальное благо, а для целей бухгалтерского учета - даже актив. Она нарабатывается годами, а разрушается в один момент. Для этого достаточно нескольких плохих отзывов на сайте, рассылки анонимных писем контрагентам или порочащей публикации в социальной сети. Как защититься в Интернет-пространстве? Давайте разбираться… 

Что такое порочащая информация?

Она:

  1. порочит деловую репутацию. Важно зафиксировать факт распространения (нотариальный осмотр соц.сети, электронного почтового ящика, нотариальное заверение скриншотов публикаций и т.д.)
  2. распространена публично
  3. не соответствует действительности. 
Важно понимать, что та информация, которую вы считаете порочащей вашу репутацию, не должна носить оценочного характера, это должны быть только фактические утверждения. Порочащими могут быть утверждения о том, что гражданин или юридическое лицо совершило преступление, нарушение закона, нечестный поступок, либо же речь идёт о неэтичном, возможно аморальном поведении, утверждения о котором умаляют честь и достоинство гражданина или юридического лица.

Пример: Запись на личной странице или паблике в социальной сети: «ООО «Ромашка» - воры и мошенники, их продукцией отравилось полгорода, а директор - вообще аморальный тип!» - безусловное утверждение, которое порочит репутацию и компании и физического лица.

«Мне кажется, что ООО «Ромашка» - обманывает потребителей, а от их йогуртов у меня два дня кусок в горло не лез» - типичное оценочное суждение.

Однако в большинстве случаев всё очень неоднозначно, и, как показывает практика, даже в рамках одного судебного разбирательства может быть представлено несколько лингвистических экспертиз, в соответствии с которыми одна и та же фраза признаётся как утверждением, так и оценочным мнением лица.

Кто должен доказывать клевету?

Доказывать, что распространяемая информация не соответствует действительности мы не обязаны - такое бремя лежит на распространителе.

Однако, как бы это ни было парадоксально, лучше своевременно обзавестись доказательствами, подтверждающими вашу добропорядочность, которые точно пригодится, если дело дойдёт до судебного разбирательства.

Это могут быть:
  • положительные отзывы,
  • справка об отсутствии судимости,
  • сертификаты качества и т.д.
Пошаговый алгоритм защиты от причинения вреда деловой репутации:

  1. обращение к руководству цифрового ресурса, где размещены порочащие сведения, об удалении публикации, отзыва Это не всегда эффективное, но всегда необходимое средство, которое позднее можно использовать в целях подтверждения внесудебного способа разрешения конфликта.
  2. обращение в Роскомнадзор. В порочащем сообщении публично размещены ваш телефон, адрес электронной почты в вашей фамилией, фотография - всё, что можно отнести к персональным данным. Обращайтесь с требованием об удалении информации.
  3. обращение в прокуратуру. Вас назвали вором, мошенником и т.д. - обвиняют в совершении преступления. Прокуратура самостоятельно даст оценку , вынесет заключение и направит предписание об удалении информации в Роскомнадзор
  4. обращение в суд. В случае обращения за судебной защитой, варианты действий изменяются в зависимости от того, известен ли нам распространитель порочащей информации или нет. Если обидчик известен - пишем заявление о защите деловой репутации.
Наши требования:
  • опровержение недостоверной информации (теми же способами, которыми обидчик её распространил),
  • удаление порочащей информации и запрещения её распространения,
  • замена/отзыв направленных писем,
  • возмещение убытков, причинённых распространением (с вами разорвали долгосрочный контракт, поток потребителей снизился относительно периода "до" распространения = доказательство причинения убытков),
  • компенсация морального вреда (только в отношении граждан!).
В соответствии с судебными позициями , юридическое лицо, чье право на деловую репутацию нарушено действиями по распространению сведений, порочащих такую репутацию, вправе требовать возмещения нематериального (репутационного) вреда. Однако возможность доказывания такого вреда фактически сводится к доказыванию убытков, что подтверждается и "свежими" судебными актами.

Когда распространитель порочащей информации не установлен - готовим заявление в суд о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. Единственное требование, которое можно заявить в указанном случае - запретить распространять обозначенную информацию всеми возможными способами. Если в ходе рассмотрения такого заявления, будет установлен распространитель, то суд оставляет ваше заявление без рассмотрения  и нам становится доступен порядок действий, когда распространитель известен (см. выше).

Важно не забывать несколько ключевых моментов:

  1. вне зависимости от того, на каком этапе ваши старания увенчаются успехом, реальные механизмы удаления порочащей информации (если обидчик самостоятельно этого не сделал), имеются только у Роскомнадзора
  2. дела данной категории, несмотря на кажущуюся простоту, являются крайне сложными с доказательственной точки зрения. От того, насколько качественно вы зафиксируете факт распространения порочащей информации, зачастую зависит исход разбирательства. При этом, если вы обратитесь в суд и суд проиграете, то помимо распространяемой негативной информации, обидчик предаст огласке и проигранный вами процесс, что значительно усугубит ситуацию.
Поэтому, как только вы узнали о факте распространения порочащей вас или вашу компанию информации, советуем незамедлительно обратиться за профессиональной помощью к юристу.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

У вас сложный вопрос? давайте обсудим его при встрече!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*