Аналитика
Репутация под угрозой?! Рассказываем, как защитить!
Обратите внимание, материал старше 2-х лет.
Актуальность выводов уточняйте у автора
17 мар 2022
Деловая репутация - нематериальное благо, а для целей бухгалтерского учета - даже актив. Она нарабатывается годами, а разрушается в один момент. Для этого достаточно нескольких плохих отзывов на сайте, рассылки анонимных писем контрагентам или порочащей публикации в социальной сети. Как защититься в Интернет-пространстве? Давайте разбираться…
Что такое порочащая информация?
Она:- порочит деловую репутацию. Важно зафиксировать факт распространения (нотариальный осмотр соц.сети, электронного почтового ящика, нотариальное заверение скриншотов публикаций и т.д.)
- распространена публично
- не соответствует действительности.
Пример: Запись на личной странице или паблике в социальной сети: «ООО «Ромашка» - воры и мошенники, их продукцией отравилось полгорода, а директор - вообще аморальный тип!» - безусловное утверждение, которое порочит репутацию и компании и физического лица.
«Мне кажется, что ООО «Ромашка» - обманывает потребителей, а от их йогуртов у меня два дня кусок в горло не лез» - типичное оценочное суждение.
Однако в большинстве случаев всё очень неоднозначно, и, как показывает практика, даже в рамках одного судебного разбирательства может быть представлено несколько лингвистических экспертиз, в соответствии с которыми одна и та же фраза признаётся как утверждением, так и оценочным мнением лица.
Кто должен доказывать клевету?
Доказывать, что распространяемая информация не соответствует действительности мы не обязаны - такое бремя лежит на распространителе.Однако, как бы это ни было парадоксально, лучше своевременно обзавестись доказательствами, подтверждающими вашу добропорядочность, которые точно пригодится, если дело дойдёт до судебного разбирательства.
Это могут быть:
- положительные отзывы,
- справка об отсутствии судимости,
- сертификаты качества и т.д.
- обращение к руководству цифрового ресурса, где размещены порочащие сведения, об удалении публикации, отзыва Это не всегда эффективное, но всегда необходимое средство, которое позднее можно использовать в целях подтверждения внесудебного способа разрешения конфликта.
- обращение в Роскомнадзор. В порочащем сообщении публично размещены ваш телефон, адрес электронной почты в вашей фамилией, фотография - всё, что можно отнести к персональным данным. Обращайтесь с требованием об удалении информации.
- обращение в прокуратуру. Вас назвали вором, мошенником и т.д. - обвиняют в совершении преступления. Прокуратура самостоятельно даст оценку , вынесет заключение и направит предписание об удалении информации в Роскомнадзор
- обращение в суд. В случае обращения за судебной защитой, варианты действий изменяются в зависимости от того, известен ли нам распространитель порочащей информации или нет. Если обидчик известен - пишем заявление о защите деловой репутации.
- опровержение недостоверной информации (теми же способами, которыми обидчик её распространил),
- удаление порочащей информации и запрещения её распространения,
- замена/отзыв направленных писем,
- возмещение убытков, причинённых распространением (с вами разорвали долгосрочный контракт, поток потребителей снизился относительно периода "до" распространения = доказательство причинения убытков),
- компенсация морального вреда (только в отношении граждан!).
Когда распространитель порочащей информации не установлен - готовим заявление в суд о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. Единственное требование, которое можно заявить в указанном случае - запретить распространять обозначенную информацию всеми возможными способами. Если в ходе рассмотрения такого заявления, будет установлен распространитель, то суд оставляет ваше заявление без рассмотрения и нам становится доступен порядок действий, когда распространитель известен (см. выше).
Важно не забывать несколько ключевых моментов:
- вне зависимости от того, на каком этапе ваши старания увенчаются успехом, реальные механизмы удаления порочащей информации (если обидчик самостоятельно этого не сделал), имеются только у Роскомнадзора
- дела данной категории, несмотря на кажущуюся простоту, являются крайне сложными с доказательственной точки зрения. От того, насколько качественно вы зафиксируете факт распространения порочащей информации, зачастую зависит исход разбирательства. При этом, если вы обратитесь в суд и суд проиграете, то помимо распространяемой негативной информации, обидчик предаст огласке и проигранный вами процесс, что значительно усугубит ситуацию.
Поделиться:
Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
6 сентября 2024
29 августа 2024
27 августа 2024
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.