Аналитика

Требования по качеству товара за пределами гарантийного срока

2 дек 2024

Стандартная ситуация, когда продавец (изготовитель, импортер, уполномоченная организация или уполномоченный ИП - далее Дилер), реализовал автомобиль, указав в договоре гарантийный срок 2 года или 100 тысяч километров пробега. И вот спустя 2 года и один месяц ему прилетает претензия по качеству. Что делать и как быть? Написать отказ, сославшись на истечение гарантийного срока, или не стоит спешить? Об этом мы поговорим в нашем материале.

Итак, если на товар не установлен гарантийный срок или срок службы, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Аналогично обстоят дела и с требованиями, заявленными потребителями, на противодействии которым мы сосредоточимся далее.

Если упростить изложенное, то установление сокращенного гарантийного срока по сравнению с законным (2 года), само по себе не препятствует предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными за пределами договорной гарантии.

Если даже претензия поступила за пределами гарантии, не нужно сразу отказывать, ссылаясь на истечение гарантийного срока, есть нюансы.
При формировании позиции и ответе на претензии важно учесть следующее.

Из ЗоЗПП следует, что требования могут быть предъявлены изготовителю или дилеру, т.е. если ваша компания - продавец товара, не является изготовителем или дилером, то требования, предъявленные вам за пределами гарантии, не могут быть удовлетворены.

Если же ваша компания является изготовителем или дилером, то потребитель может предъявить вам требования о безвозмездном устранении недостатка в пределах срока службы товара. То есть, если договором установлено, что срок службы транспортного средства составляет 10 лет, претензия поступила по автомобилю, проданному в начале 2000х, то на такую претензию можно смело отвечать отказом.

При этом стоит обратить внимание, что отсутствие срока службы товара не является основанием отказа в удовлетворении претензии. Если информация о сроке службы отсутствует или такой срок не установлен, покупатель праве предъявлять требования в течение 10 лет со дня покупки товара.

Если же потребитель уложился в 10 летний срок, и вы являетесь изготовителем или дилером, то мы предлагаем следующий алгоритм рассмотрения обращения в зависимости от требований, изложенных в нем.

Потребитель требует замены товара/возврат денежных средств

В удовлетворении такого требования надлежит отказать. При этом, проявляя заботу о клиенте, необходимо разъяснить, что требованию о замене товара/об отказе от договора, должно предшествовать требование об устранении недостатка.

Потребитель требует устранить недостаток, выявленный им за пределами гарантии, но в пределах срока службы товара

1. Недостаток, выявленный потребителем, должен быть существенным.

В преамбуле к Закону о защите прав потребителей содержится дефиниция существенного недостатка товара, согласно которой таким недостатком является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Содержание каждого из указанных в этой правовой норме критериев существенности недостатка товара разъяснено Верховным судом.

Бремя доказывания наличия и существенности недостатка в товаре лежит на потребителе. Однако мы все же рекомендуем в случае поступления претензии пригласить потребителя на проверку качества, что позволит самим убедиться в обоснованности либо необоснованности требований потребителя. Тем более что имеется судебная практика, согласно которой ЗоЗПП не возлагает на потребителя обязанность при обращении к продавцу в бесспорных случаях подтвердить наличие недостатков в товаре исключительно путем предоставления заключения экспертизы или иным способом с участием третьих лиц. Указанные нормы закона не лишают продавца права на проведение проверки качества товара при предъявлении требований о возврате стоимости товара.

2. Недостаток должен быть устранен в течение 20 дней с момента обращения

В случае выявления в ходе проверки наличия существенного недостатка, возникшего до момента передачи товара потребителю, на устранение такого недостатка отведено 20 дней. В случае нарушения этого срока либо если будет установлен факт того, что обнаруженный недостаток является неустранимым, то есть не подлежащим устранению, посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом, у потребителя появится право отказаться от договора купли-продажи и требовать возврата денежных средств за товар.

Учитывая вышеизложенное, за пределами гарантии потребитель вправе требовать от изготовителя (дилера) возврата денег за товар либо замены товара, если недостаток выявлен после истечения гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, при условии:

  • выявленный недостаток существенный;
  • потребитель обратился с требованием об устранении недостатка;
  • недостаток не был устранен в течение 20 дней.

Принимая во внимание сложность дел, связанных с защитой от требований потребителей, мы рекомендуем обратиться за юридической помощью к квалифицированным юристам.

Юристы нашей компании не только помогут сопроводить претензионный порядок, но и представят интересы в суде. В своей практике мы неоднократно сталкивались с указанной категорией дел и успешно противостояли требованиям потребителей.

Поделиться:
руководитель практики судебной работы
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*