Аналитика

Как обжаловать решение таможенного органа о классификации товара?

Содержание
14 фев 2025

Введение

Вопрос классификации товаров при ввозе на таможенную территорию таможенного союза особенно остро встал после 2022 года. Все связано с тем, что, начиная с 2022 года, стала актуальна задача не просто выполнить план по сбору обязательных таможенных платежей, но и перевыполнить его. 

В результате на сегодняшний день мы имеем вот такую статистику. ФТС России перевыполнила план по перечислениям в бюджет на 158,6 млрд рублей, в 2023 году таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 6 622,9 млрд рублей, это на 6,4% (400,7 млрд рублей) больше, чем в 2022 году. Предполагаю, что по итогам 2024 года эта сумма вырастет еще.

Одним из самых распространённых механизмов выполнения и перевыполнения плана стал более тщательный подход таможенных органов к кодам товарной номенклатуры таможенного союза и классификации товара по ним.

Что это? Говоря простым языком, это номенклатура, в соответствии с которой Вы или Ваш таможенный брокер должны подобрать код для товара/вещества/объекта, чтобы задекларировать его и ввезти на территорию таможенного союза. Указанная номенклатура делится на группы, подгруппы и в целом является многоуровневой (от широких позиций к более узким и наоборот). Что создает возможность для перемещения товара из одной подгруппы в другую, например, если он технически или вещественно сложный, изменяя его основное свойство или вычленяя в нем именно то вещество, из-за которого он будет декларироваться по-иному, более дорогому с точки зрения обязательных пошлин, коду.

Собственно, благодаря повышенному контролю у таможенных органов и появилось место для маневра. Суды заполнились спорами с таможенными органами по классификации товара. Цена вопроса стала очень высока, ведь он сводился даже не к доначислению конкретному декларанту компенсационных антидемпинговых и иных пошлин/сборов/налогов, а к прецеденту и наличию решения суда, которое говорило бы, что указанный товар нужно классифицировать таким образом и это подтверждается, например, не оспоренной судебной экспертизой. В случае возникновения такого судебного акта вероятность фиксации за определенным товаром определенного кода и повышенной ввозной пошлине равна 99%.

От чего зависит классификация товара?

Для понимания, как классифицируются товары, нужно понять, что собой представляют и как функционируют 3 основных документа:

  • основные правила интерпретации;
  • товарная номенклатура;
  •  пояснения к товарной номенклатуре.

Основные правила интерпретации

Это своего рода введение к применению номенклатуры товаров. В какой иерархии применяются подходящие номенклатуры, какие правила применяются для юридической квалификации и прочее. Объем правил не большой, а структурно их всего 6.

Товарная номенклатура

Это непосредственно сам блок, который предусматривает классификационный код для любого вещества/товара/объекта, который вы могли попытаться задекларировать. Для удобства номенклатура разбита на разделы, группы, подгруппы, например, группа «живые животные», «черные металлы», и пр. 

Пояснения к товарной номенклатуре

Этот документ – один из основных вспомогательных материалов при таможенном декларировании товара и подборе кода. Основная цель пояснений – обеспечение единообразного применения и толкования товарной номенклатуры. Структурно документ дает понятия и терминологию, что понимается под тем или иным веществом, какие основные свойства должно иметь вещество для классификации именно по такому коду.

Товар классифицируется в соответствии со своими основными свойствами (целью использования, для которой он был создан). При этом осуществляется подбор наиболее приближенного из возможных кода к товару, по принципу от общего (группы) к частному (внутри группы, подгруппы).

Определение кода происходит на основе документации, полученной от производителя, в последствии по запросу таможни декларант представляет эти же документы: о материалах, из которых изготовлен товар, о его назначении/функционале, сертификации и области применения. Чем больше будет таможенному органу представлено документов на этапе декларирования в подтверждение избранного кода классификации товара, тем больше вы защищены в случае судебных разбирательств с таможенными органами.

2. Процедура проверки классификационного кода товара

После ввоза товара на территорию таможенного союза стала особенно распространена практика проведения таможенными органами камеральной таможенной проверки в целях последующего таможенного контроля, перепроверки заявленных кодов и в случае принятия решения таможенным органом о переклассификации товара, доначисления ввозной таможенной пошлины, антидемпинговых компенсационных платежей, налогов и прочего. Практика проверки кода товара и возврата излишне уплаченных платежей декларанту, как вы понимаете, отсутствует.

Алгоритм проверки следующий:

  • после ввоза товара таможня инициирует камеральную проверку и запрашивает документы в отношении задекларированного под определенным кодом и ввезенного товара;
  • после предоставления документов и их анализа таможенный орган составляет акт камеральной таможенной проверки и направляет его декларанту;
  • на него могут быть представлены письменные возражения, в случае несогласия;
  • по результатам рассмотрения возражений выносится уточненный акт камеральной таможенной проверки;
  • на основании указанного акта выносится решение о переклассификации товара с практически одновременным направлением уведомления о доначислении таможенных антидемпинговых компенсационных платежей;
  • далее декларант для осуществления дальнейшей деятельности и предупреждения начисления штрафов и неустоек вынужден подать уточненную декларацию и не препятствовать без акцептному списанию с таможенного счета доначисленных платежей. В противном случае счет декларанта может быть арестован таможенным органом.

При однозначном понимании незаконности решения таможни о переклассификации товара и доначислении таможенных платежей необходимо оперативно инициировать процесс судебного оспаривания и начать его с предварительных обеспечительных мер, дабы остановить безакцептное списание денег и арест счета.

Важно: следует понимать, что в соответствии с нормами действующего законодательства, декларант и таможенный брокер несут солидарную ответственность. Это означает, что в случае, если вы подадите заявление о предварительных обеспечительных мерах в виде приостановления исполнения решения таможенного органа и суд примет такие обеспечительные меры в отношении вас как декларанта, доначисленные деньги придется оплачивать брокеру. В связи с чем требуется комплексная работа декларанта и его брокера.

3. В каких случаях можно обжаловать решение?

В принципе у декларанта и брокера есть право обжаловать любое решение таможенного органа, затрагивающее их интересы. Тут скорее ставится вопрос о целесообразности такого мероприятия. В основу принятия взвешенного решения о целесообразности оспаривания решения таможни о переклассификации товара должны быть положены два основных риска:

  • доказательственная база: достаточно ли документарных и иных доказательств, подтверждающих правильность подобранного вами классификационного кода? Имеется ли судебная практика в отношении аналогичного товара о его классификации? Готовы ли вы получить отрицательный судебный акт, с осознанием того, что в дальнейшем все участники экономического рынка с высокой долей вероятности не смогут выиграть споры о классификации такого товара? Достаточной ли квалификацией обладают ваши специалисты для ведения такого рода дела?

  • судебные расходы: с сентября 2024 года действуют новые пошлины за рассмотрение дел, указанные споры не редко предполагают экспертизу товара, для определения его основных свойств и дополнительно требуют очной явки в судебные заседания, где бы они не находились. Обусловлено это тем, что от таможенного органа в подавляющем большинстве обеспечивают явку несколько представителей (три и более). Не стоит списывать со счетов этот момент, при визуальном восприятии он имеет большое значение. В случае получения негативного судебного акта, все расходы, понесенные сторонами в связи с рассмотрением дела, будут возложены на вас.

В ситуации, когда вы: 

  • уверены в незаконности вынесенного решения о переклассификации товара;
  • на этапе камеральной проверки представили добросовестно таможенному органу все документы, однозначно подтверждающие верность выбранного вами кода;
  • готовы к проведению экспертизы в отношении товара;
  • имеете финансовую возможность на ведение судебного процесса и квалифицированных специалистов;
  • оспаривание решения таможенного органа о переклассификации товара становится целесообразным.

4. Какой порядок обжалования?

Итак, если вы приняли решение об обжаловании акта таможенного органа о переклассификации товара, необходимо понимать, что есть два пути обжалования.

4.1. Административный порядок обжалования решения таможенного органа

Данный путь структурно представляет собой подачу жалобы в вышестоящий в иерархии таможенный орган через орган, принявший решение. Жалоба должна содержать в себе доводы о том, какое именно нарушение было допущено нижестоящим таможенным органом, в чем заключается несогласие с обжалуемым решением и что положено в основу суждений о неправомерности принятого таможней решения. Срок подачи такой жалобы составляет 3 месяца с момента вынесения решения таможенного органа или со дня, когда заявителю стало известно о принятом решении.

К данному документу прикладываем доказательства своей позиции, а также информацию, которая, по нашему мнению, факультативно может быть важной при рассмотрении жалобы.

Оформляется при направлении такой документ также как любой официальный:

  • все приложенные документы должны быть в оригиналах или заверенных уполномоченным лицом копиях;
  • подписывается такой документ единоличным исполнительным органом предприятия или иным уполномоченным лицом с приложением подтверждающей полномочия доверенности в оригинале.

С точки зрения плюсов, данный путь обжалования не предполагает расходов на оплату госпошлин или каких либо дополнительных экспертиз.

С точки зрения минусов – данный путь обжалования:;

  • безусловно, гарантирует безакцептное списание денежных средств с вашего счета, т.к. в отличии от предварительных обеспечительных мер в суде, обжалование решения таможни в административном порядке не приостанавливает действие данного акта;
  • немаловажным в данном случае также является срок рассмотрения, в чистом виде вышестоящий таможенный орган рассматривает обращения 1 месяц, при этом он не скован в вопросе дополнительного продления данного срока. Таким образом, вы можете потерять не только деньги со специального счета, но и 1,5 – 2 месяца на время доставки жалобы и ее рассмотрения.
  • а самый главный минус, на наш взгляд, – эффективность. Почему, спросите вы? Потому что, к сожалению, практика таможенных органов по отмене решений в рамках самостоятельного внутреннего контроля ничтожно мала. Потому что в настоящий момент остро стоит вопрос увеличения таможенных сборов. Потому что в ситуации, когда есть возможность дополнительно проверить таможенное дело в рамках повторного таможенного контроля и подготовить решения о переклассификации товара к засиливанию в суде, вышестоящий таможенный орган в целях защиты собственных интересов не упустит такой возможности, потому что в данном случае, как это не прискорбно, наиболее автономным и незаинтересованным арбитром будет являться только суд. 

В качестве вывода по изложенной выше информации хотим отметить, что в ситуации с данной категорией споров, на наш взгляд, административное обжалование решения таможенного органа о переклассификации товара будет являться неэффективным механизмом: списание денег и потеря времени отрицательно соотносятся с ничтожно малой статистикой по отмене решений в рамках административного порядка обжалования. 

4.2. Судебный порядок обжалования решения таможенного органа

Думаю, дополнительных пояснений о том, что данный порядок предполагает инициирование судебного процесса, не требуется, поэтому сразу к делу!

Рекомендуем организовать подготовительный и судебный процесс с учетом следующих особенностей:

  • сжатые сроки: срок обжалования - 3 месяца с даты, когда заявитель узнал о нарушении своих прав;
  • в основу доказательственной базы должны лечь документы, которые имелись у таможенного органа на момент проверки;
  • заявление рассматривается по месту нахождения органа;
  • по общему правилу без специального заявления действие обжалуемого решения не приостанавливается в связи с инициацией судебного процесса;
  • бремя доказывания по данной категории дел возложено на орган, принявший решение, однако расслабляться не стоит, делайте все возможное.

Наиболее выгодный алгоритм обжалования следующий:

  1. Не дожидаясь получения бумажных экземпляров решений, подаем заявление о предварительных обеспечительных мерах и информируем об аналогичной необходимости таможенного брокера (при его наличии). Процесс подачи заявления о предварительных мерах, которое приведет к принятию таких мер, требует основательной подготовки, поэтому отнеситесь к этому ответственно, без обоснований и формально такое заявление ни один суд не удовлетворит, проанализируйте практику по принятию или отказу в принятии обеспечительных мер в конкретном суде, куда планируете подаваться.
  2. Готовим исковое заявление, делая ставку на имеющиеся у таможни документы, и обосновываем верность избранного вами кода для декларирования.
  3. После начала судебного процесса по результатам отзыва таможенного органа и первого(-ых) заседаний выстраиваем стратегию и готовим дополнительные доказательства (рассматриваем вопрос о необходимости назначения экспертизы, запрашиваем разъяснения у производителя товара, сертифицирующих организаций, органов исполнительной власти и пр.) и предоставляем это суду.
  4. По результатам судебного разбирательства получаем судебный акт.
  5. В случае оплаты таможенных платежей, например, если обеспечительные меры не были приняты, получить исполнительный лист, подать заявление на возврат излишне оплаченных таможенных платежей. На практике не редки ситуации, когда таможенные органы, получая решение суда, самостоятельно возвращают на счет плательщика денежные средства.
  6. Взыскиваем судебные расходы.

Важную роль в представленном алгоритме будет играть судебная экспертиза.

В случае если спор по классификации товара сводится к наличию или отсутствию у сложного товара тех или иных свойств, и вы понимаете, что только специалист, обладающий специальными познаниями, может однозначно разрешить такого рода вопрос – заявляйте судебную экспертизу. 

Как это делается?

  1. Предварительно уведомляем устно судью в процессе о подготовке к заявлению судебной экспертизы и ставим данный вопрос на обсуждение.
  2. Находим кандидатуры экспертов из экспертных организаций, путем подготовки и направления в такие организации запроса с перечнем вопросов, которые считает необходимым поставить на разрешение.
  3. Готовим ходатайство о назначении судебной экспертизы с указанием эксперта, которому просим поручить проведение судебной экспертизы и вопросов, прикладываем к такому ходатайству ответы экспертных учреждений. Из факультативных и наработанных с опытом рекомендаций: одновременно с подачей ходатайства внесите деньги на оплату экспертизы на депозит суда и представьте суду подтверждающие документы. Делается это в целях процессуальной экономии и подтверждения суду добросовестности намерений.
  4. Заявляем ходатайство в суде, передаем документы судье, после чего оно будет рассмотрено.

В принципе, по данной категории дел в большинстве случаев суды положительно относятся к проведению судебной экспертизы. Во-первых, она станет основополагающим доказательством в деле в случае, если не будет надлежащим образом оспорена. Во-вторых, поставит точку в рассмотрении дела. Судебная экспертиза всегда будет в приоритете по сравнению с ответами государственных органов/ внесудебными исследованиями и иными сторонними доказательствами.

Как выбрать экспертное учреждение? Рекомендуем Вам обратится к нескольким организациям, включая государственные экспертные учреждения и частные. При этом, если обращаемся к государственной, рекомендуем выбирать не находящуюся в одном регионе с вашим процессуальным оппонентом – таможенным органом, для исключения любого рода заинтересованности. В случае с негосударственным экспертным учреждениями предлагаем обращать внимание на образование и стаж экспертов, которых предложат на проведение экспертизы. Указанные критерии также будут учитываться судом при принятии решения.

В случае если по результатам рассмотрения спора будет принято решение об удовлетворении заявленных вами требований, расходы на экспертизу наравне с прочими судебными издержками будут компенсированы Вам.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что судебная экспертиза, безусловно, один из самых эффективных и рабочий инструментов для защиты ваших интересов в суде.

Судебные издержки на ведение судебного процесса по оспариванию решения таможенного органа.

Инициируя судебное разбирательство, необходимо понимать круг расходов, которые вы будете нести в таком процессе. Судебные расходы будут возмещены вам со стороны только в случае удовлетворения заявленными вами требований.

К расходам на ведение такого процесса относятся:

  • госпошлина за обжалование одного решения для юридического лица составит 50 000 рублей;

  • в состав расходов также войдут расходы на представителя и юридические услуги;

  • расходы на экспертизу (тут цифра очень вариативная);

  • почтовые расходы;

  • командировочные расходы; 

Обращаем внимание, что, согласно положениям действующего законодательства, госпошлина за предварительные обеспечительные меры по приостановке исполнения решения таможенного органа не оплачивается.

Актуальным в данном случае всегда остается вопрос, в каком объеме будут взысканы с таможенного органа услуги представителя. Тут важно понимать, что суды всегда учитывают сложность дело и процессуальное поведение сторон.

При должном обосновании и относительной рыночности услуг расходы могут быть возмещены в размере более 90 %. И эта статистика не голословна, в нашей практике имеется такого рода судебный акт.

Базово, за основу можно взять расчет на компенсацию расходов за юридические услуги в размере 50 % от заявленной суммы.

В завершение данного блока хотели бы обратить внимание, что рассмотрение данной категории споров не ограничивается одной инстанцией, с большой долей вероятности государственный орган будет обжаловать судебный акт, о признании его решений незаконными. 

5. Параллельная административная ответственность

В рамках подготовки материала об обжаловании решений таможенного органа было бы некорректно умалчивать о сопутствующих процессах, которые в рамках правового поля неизбежны.

Действующими нормами права предусмотрена параллельная административная ответственность в отношении организации и должностных лиц, имеющих соответствующий функционал, начиная с единоличного исполнительного органа.

Что это означает? Это означает, что помимо доначисления специальных таможенных, антидемпинговых компенсационных пошлин будет инициирована процедура привлечения общества и ответственных лиц в организации к административной ответственности.

Говоря конкретно о решении таможенного органа по переклассификации (смене кода) товара, ввезенного на таможенную территорию таможенного союза, самым распространённым составом является ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность при заявлении декларантом либо таможенным представителем недостоверных сведений о классификационном коде, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 

Как процедурно защититься и от незаконного решения, и от административной ответственности? 

Актуальная судебная практика и процессуальное законодательство не запрещает в данной ситуации вариативность действий. Вы можете, как единовременно провести оспаривание и в рамках одного судебного разбирательства, так и инициировать параллельные судебный процессы и в дальнейшем либо ходатайствовать об объединении дел, либо о приостановке производства по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности до рассмотрения дела о законности решения таможенного органа о переклассификации товара. 

В данном случае вопрос выбора, как именно «оформить» судебные процессы, в большей степени зависит от наличия всех необходимых документов для начала судебного разбирательства. 

Настоящий материал подготовлен на основании обширной практики по судебным спорам данной категории Юридической компании «Центральный округ». Надеемся, он станет для вас прикладным и поможет избежать ошибок, которые могут быть допущены, в рамках оспаривания решений таможенных органов о переклассификации товаров.

Поделиться:
руководитель практики недвижимости и строительства
Задать вопрос

ka@centraldep.ru

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*