Аналитика

Особенности оборота и применения цифровых финансовых активов и цифровых валют

31 янв 2025

Что такое цифровые финансовые активы (ЦФА) 

ЦФА — это цифровые права в виде токенов, которые выступают аналогом традиционных финансовых инструментов и могут использоваться при проведении финансовых операций.

Под цифровыми правами понимаются обязательственные и другие права, условия и порядок реализации которых определяются согласно правилам информационной системы.

Суть ЦФА заключается в том, что они удостоверяют определенное право, возникающее у их обладателя. Перечень этих прав определен Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым в 2020 году на фоне стремительного развития цифровизации и криптовалют в мире.

В соответствии с указанным законом, к ЦФА относят следующие виды цифровых прав:

  • денежные требования, которые получает обладатель ЦФА, (например, возможность получить денежные средства от организации, выпустившей соответствующий цифровой финансовый актив);
  • права участия в капитале непубличного акционерного общества (что может позволить участвовать в управлении компанией);
  • возможность реализовать права по эмиссионным ценным бумагам (к ним относятся акции, облигации, опционы и российские депозитарные расписки), а также право требовать передачи таких ценных бумаг.

Закрепление одного или нескольких прав из перечня (их вид и объем) производится в решении о выпуске ЦФА. Порядок формирования такого решения, требования к его форме и содержанию строго регламентированы законом. Так, например, в решении обязательно должны быть указаны сведения о лице, выпускающем активы, их количестве, цене, способе оплаты и т.д.

Создание и оборот ЦФА происходит в информационной системе на базе технологии распределенных реестров («блокчейн») или в других информационных системах. Зафункционирование таких систем отвечают операторы, которыми могут стать исключительно российские юридические лица после их включения в специальный реестр операторов. Ведение указанного реестра и надзор за деятельностью операторов производится Банком России.

На момент написания настоящего материала в реестре операторов содержится 14 компаний, в число которых входят, помимо прочих, Сбербанк, Альфа-Банк и ТБанк.

Право на выпуск ЦФА предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и реализуется посредством внесения записи в соответствующую информационную систему.

Приобрести же ЦФА может физическое или юридическое лицо при условии получения доступа к информационной системе и включения в реестр пользователей такой системы. Для этого, помимо прочего, гражданин или представитель компании должен предоставить свои паспортные данные. Кроме того, приобретение некоторых ЦФА может быть доступно только для квалифицированных инвесторов, либо с лимитом по совокупной стоимости. Соответствующие ограничения вправе устанавливать Банк России.

Согласно действующему указанию Банка России, неквалифицированный инвестор может приобрести ЦФА стоимостью не более чем 600 000 рублей в год. Однако указанные лимиты применяются далеко не всегда – всё зависит от вида актива. Так, например, без ограничений по сумме можно приобрести актив, удостоверяющий права по облигациям федерального займа.

Несмотря на то, что закон, регулирующий оборот ЦФА, был принят еще в 2020 году, достаточно долгое время этот инструмент не получал никакого практического применения – первый оператор был зарегистрирован только в 2022 году.

Поэтому судебная практика в этой сфере еще не сформирована. Первый судебный спор, связанный с ЦФА, только планируется к рассмотрению в арбитражном суде – предварительное заседание назначено на 2025 год. К эмитенту предъявлен иск о взыскании денежных средств и обращении взыскания на предмет залога (земельный участок) в связи с тем, что эмитент не погасил ЦФА в срок. Решение по данному делу в будущем послужит наглядным примером того, как на практике работают механизмы защиты прав инвесторов.

Чем ЦФА отличаются от цифровой валюты

В законодательстве вместо термина «криптовалюта» используется понятие «цифровая валюта».

Под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных, которые аналогично с ЦФА содержатся в информационной системе. Однако, в отличие от ЦФА, они не относятся к цифровым правам.

Цифровые валюты могут быть использованы в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей. Также эти данные могут быть использованы в качестве инвестиций.

Важно отметить еще одно ключевое отличие – в отношении цифровой валюты обычно не существует лица, которое несёт ответственность перед каждым владельцем таких электронных данных, за исключением оператора и узлов информационной системы. Однако последние обязаны только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих данных и внесения изменений в информационную систему её правилам. В частности, невозможно обязать оператора выкупить выпущенную там цифровую (крипто) валюту.

ЦФА же имеет своего эмитента, у которого есть обязательства перед инвесторами. Поэтому владелец цифровых финансовых активов может требовать от обязанного лица исполнения обязательств, как это происходит с ценными бумагами на фондовом рынке.

Стоит отметить, что в судебной практике по спорам, связанным с цифровой валютой (криптовалютой), зачастую встречается позиция судов о том, что если спорные отношения возникли до вступления в силу Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то они находятся вне сферы законодательного регулирования и не подлежат правовой защите.

Так, например, в одном из дел истец заявил в суд требования о взыскании упущенной выгоды в связи с тем, что из-за порчи оборудования по вине ответчика он не мог осуществлять майнинг криптовалюты. Суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что истец, занимаясь добычей криптовалюты (майнингом) с целью получения прибыли, в отсутствие необходимого правового регулирования берёт на себя все риски, связанные с этой деятельностью.

В период спора понятие криптовалюты не было определено в законодательстве, не были установлены специальные правила обращения с ней. Это означает, что правовой статус криптовалюты не был определён, а суть отношений, связанных с её оборотом, не позволяют по аналогии применять к ней нормы, регулирующие схожие отношения.

Еще одна проблема по таким спорам состоит в трудностях доказывания в части принадлежности криптовалюты – отрицательные решения судов обосновываются недоказанностью нарушенного права.

К примеру, в ходе рассмотрения другого спора истец просил взыскать неполученный доход и обязать ответчика обеспечить перевод криптовалюты на его цифровой кошелек. Однако суды пришли к выводу, что истец не предоставил доказательств того, что права на спорную криптовалюту принадлежат ему или принадлежали ранее, а также что ответчики получили права на эту криптовалюту в указанном объёме. В связи с этим, суды отклонили требования истца о взыскании неполученного дохода, поскольку истец не смог доказать наличие всех необходимых фактов.

Кроме того, по закону обладатели цифровых валют могут защитить свои права в суде, только если они сообщили о том, что у них есть такая валюта и они совершали с ней сделки, операции (в порядке, установленном налоговым законодательством).

Пределы использования

По общему правилу, ЦФА запрещено принимать для оплаты товаров, работ и услуг.

Единственное исключение из этого правила для ЦФА было сделано относительно недавно – с 11 марта 2024 года такие активы могут использоваться для расчетов в рамках внешнеторговых сделок между резидентами и нерезидентами. Это касается контрактов, предметом которых является передача товаров, информации или результатов интеллектуальной деятельности, а также работы или услуги.

На цифровые валюты распространяется аналогичный запрет – их запрещено использовать для оплаты товаров, работ и услуг. Даже несмотря на то, что цифровая валюта напрямую признана законом в качестве средства платежа.

Но и из этого запрета предусмотрены исключения. В частности, с 1 сентября 2024 года Центральный банк Российской Федерации получил право вводить экспериментальные правовые режимы (ЭПР) в сфере цифровых инноваций. Такие режимы могут быть установлены для проведения операций с цифровыми валютами в контексте внешнеторговой деятельности и для организации торгов цифровой валютой.

В рамках ЭПР может быть установлено специальное регулирование, способное изменить или даже полностью исключить отдельные положения применимого законодательства.

Например, для сделок с цифровой валютой такие изменения могут касаться её использования в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (заключаемых между резидентами и нерезидентами), а также прав и обязанностей участников операций, органов валютного контроля.
 

 Существуют также иные ограничения и запреты, связанные с обращением цифровых валют. Подробнее о последних нововведениях можно узнать в другом нашем материале.

Законодательное регулирование в сфере цифровых финансовых активов и цифровых валют постоянно видоизменятся, появляются новые особенности оборота и применения. В связи с чем разобраться в хитросплетениях нормативных актов зачастую становится нелегко, что может привести к нарушениям в процессе использования данных инструментов либо к последующей невозможности защиты своих прав в суде. 

Если вы являетесь обладателем или задумываетесь о приобретении ЦФА или цифровых валют и хотите обезопасить себя от возможных рисков, юристы ЮК «Центральный округ» помогут в анализе ситуации и окажут правовую поддержку для защиты ваших прав и интересов.  


Поделиться:
юрист практики компьютерных игр, креативных индустрий и технологий
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*