Помогли строительному подрядчику добиться отказа включения в РНП

14 и 16 января 2025 г. УФАС по Воронежской области отказало во включении ООО «Уютный дом» в реестр недобросовестных поставщиков.
Организация стала победителем закупки и заключило два контракта на различные виды работ:
1) капитальный ремонт помещений общежития
2) капитальный ремонт стен и потолков в общежитии.
В завершение срока выполнения работ в декабре организация столкнулась с претензиями заказчика по сроку выполнения работ, а в последующем и с односторонним отказом заказчика от исполнения двух контрактов. Отказ заказчика от исполнения контракта всегда означает направление такого обращения в УФАС с целью разрешения вопроса о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Включение в РНП сроком на 2 года приводит к невозможности организаций участвовать в государственных закупках, а также существенным образом влияет на репутацию среди частных компаний – контрагенты часто отказываются от сотрудничества.
Подрядчик обратился к нашим юристам для помощи в представлении его интересов на заседании комиссии УФАС. Поскольку односторонних отказов от контрактов было два, то и разбирательств комиссии также было два – по каждому из контрактов. На заседаниях комиссии нами были представлены письменные объяснения с приложением перечня документов, подтверждающих добросовестность подрядчика. Обращено внимание на целый ряд обстоятельств.
-
Во-первых, контракт с ООО «Уютный дом» на выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития включает разнообразные виды работ: электромонтажные работы, устройство перегородок в санузлах, кап. ремонт полов, окон и дверей, демонтажных работ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. В соответствии с пунктом 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, препятствует исполнению договора подрядчиком.
При этом на объекте параллельно велось выполнение работ сразу тремя подрядчиками, работы являлись взаимозависимыми, в то время как координатор таких работ (генеральный подрядчик) назначен не был – это означало, что невыполнение подготовительных работ одним подрядчиком вело к просрочке выполнения работ другим подрядчиком. Заказчик неоднократно уведомлялся о том, что частично работы по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту помещений общежития не могли быть выполнены до завершения мероприятий по подготовке площадки к работам, а также до завершения малярно-штукатурных работ.
При этом контракты с другими подрядчиками были заключены в период действия контракта нашего клиента, что означало ненадлежащую подготовку объекта заказчиком. Например, до завершения работ другим подрядчиком по разборке покрытий полов и укладке фанеры наш клиент не мог приступить к выполнению работ по укладке линолеума, то есть срок выполнения работ должен был подлежать продлению вследствие просрочки заказчика.
-
Во-вторых, заказчик осуществил частичную приемку и оплату свыше 50% двух контрактов, несмотря на отсутствие обязанности заказчика по частичной приемке объекта или авансированию контракта, – это означало согласие заказчика с качеством выполненных работ.
-
В-третьих, обращено внимание на увеличение объемов работ по двум контрактам без увеличения сроков выполнения работ.
-
В-четвертых, представлены доказательства надлежащего выполнения других контрактов в течение продолжительного периода времени на сумму свыше 75 млн рублей.
-
В-пятых, заказчик отказался от приемки выполненных подрядчиком работ бездоказательно со ссылкой на несоответствие выполненных подрядчиком объемов работ и объемов, предусмотренных контрактами. При этом указанные отказы являлись немотивированными и не были подкреплены соответствующими доказательствами (экспертизами или актами обследования). Между тем закон предусматривает отказ от приемки заказчиком исключительно в мотивированном виде с целью возможного устранения недостатков подрядчиком. Немотивированный отказ лишает подрядчика возможности устранить недостатки в течение 10 календарных дней (время вступления одностороннего отказа в силу).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
Нам же удалось подтвердить добросовестность подрядчика и не подтвердили существенное нарушение условий контрактов, в связи с чем УФАС по Воронежской области отказалось включать сведения об организации в РНП.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.